Как Польша собирается перекроить Европу

Gazeta Polska Codziennie сообщает: Варшава, сочтя, что её позиции в мире и в Европе усиливаются, вновь выдвинула идею объединения Польши, Литвы, Латвии, Беларуси и Украины в единое государство. 

 

Этот проект, который в СМИ фигурирует как «Междуморье» («Интермариум») или «Инициатива трёх морей», Польша холит и лелеет уже давно. Амбиции польского государства растут день ото дня. Варшавские политтехнологи уже в открытую поговаривали о грядущем польском лидерстве в Европе, которое уже не за горами. 

Однако тут случилось то, чего поляки«великодержавники» ожидали меньше всего. Берлин, ещё вчера агитировавший потенциальных участников проекта отказаться от идеи объединения, вдруг сам решил к нему присоединиться. А делиться позицией лидера в таком соблазнительном мегапроекта Варшава, как нетрудно догадаться, не хочет ни при каких обстоятельствах. 

 

Проект создания самого большого (да что там —гигантского!) государства на европейском континенте обсуждается уже несколько лет. Для него даже придумано громкое и очень многообещающее название: Четвёртая Речь Посполитая. 

Изначально говорили только о соединении двух стран — Польши и Литвы. Затем инициаторы мегапроекта задумали расширить границы и присоединить к будущей империи Белоруссию и Латвию. Но поскольку аппетит растёт во время еды, а нынешняя киевская ситуация может завершиться любым финалом, к будущей Четвёртой Речи Посполитой было предложено примкнуть и Украине. 

Перечень плюсов, приведённых разработчиками идеи, выглядит, надо признать, достаточно солидно. Особенно впечатляет главная выгода: в долгосрочной перспективе Четвёртая Речь Посполитая окажется первой в Европе страной по населению и по территории. Если же приплюсовать к этому ещё и совокупное богатство недр, наличие промышленного потенциала и прогнозируемый многими развал Евросоюза, то новое государство просто по определению должно стать континентальным лидером и равноправным стратегическим союзником США. А дальше… 

Авторы идеи ориентируются на созданную сто лет назад Юзефом Пилсудским доктрину Междуморья. Первый президент Польши, как известно, мыслил ещё шире и мечтал о создании под эгидой Варшавы государства, простирающегося от Чёрного и Адриатического морей до самого Балтийского. Не исключено, что фантазия сегодняшних креативных политтехнологов разыграется и до такой степени. Если, конечно, они сумеют изобрести способ слепить новую империю «из того, что было». 

Правда, это проблематично. Слишком уж много скрепляющего раствора понадобится для новой постройки. Ведь надёжным фундаментом для подобного объединения может стать лишь дружба против понятно кого. 

Откровенно говоря, страны, расположенные между Польшей и Россией (Украина, Белоруссия, республики Прибалтики), всегда рассматривались Варшавой как буфер, предохраняющий её от чрезмерного проникновения российского влияния. Именно с такой целью, в понимании конструкторов Четвёртой Речи Посполитой, должна сформироваться некая «особая региональная идентичность», замешанная, разумеется, на пропольских симпатиях. Жаль только, с этими самыми «симпатиями» тоже всё совсем не просто. 

Белорусы до сих пор не забыли о многовековом совместном проживании с поляками в Великом княжестве Литовском, а потом — «под Короной», когда властями проводилась политика искоренения белорусской идентичности, вплоть до физического уничтожения представителей «второсортного» народа. 

Кроме того, не говоря уж о том, что для подавляющего большинства граждан Украины родной язык русский, Киев, как бы громко он ни скандировал антирусские лозунги, не может не понимать — полный разрыв с Россией способен оказаться для украинского государства губительным. 

Правда, и те и другие, объединившись с Польшей, автоматически (без каких бы то ни было испытательных сроков или «обязательных условий») станут гражданами Евросоюза. Выглядит это вроде соблазнительно. Если бы не пример их будущих соотечественников, русскоязычных латвийцев, которые вот уже два с лишним десятка лет тщетно пытаются избавиться от статуса граждан второго сорта.  

Если же говорить о Литве, то, хотя отношения Вильнюса с Москвой, мягко говоря, не складываются, пойти под варшавское крылышко литовцы способны, лишь руководствуясь принципом «назло маме уши отморожу». Раздоры с поляками даже сегодня, когда их в стране насчитывается меньше семи процентов, не прекращаются ни на один день. Так чего можно ждать, оказавшись в преобладающем «панском окружении»?.. 

Впрочем, и внутри самой Польши далеко не все поддерживают планы восстановления былого величия. С одной стороны, да, идея привлекательная. Но с другой — получить в составе объединённого государства нестабильные фрондирующие регионы да ещё самим же платить за совместную деятельность лебедя, рака и щуки — перспектива незавидная. 

При таких обстоятельствах единение, как ни крути, проблематично. К тому же до последнего времени на потенциальных членов Междуморья оказывал влияние Берлин,  откровенно склонявший их к отказу от участия в «Инициативе». Германские политики открыто заявляли, что «Интермариум» является попыткой расколоть Европу и ослабить влияние ФРГ на соседей. Как следствие, была развёрнута широкомасштабная кампания в СМИ: проект откровенно высмеивали. И вдруг — словно гром среди ясного неба — немцы признали, что «Инициатива трёх морей» вполне жизнеспособный проект, и даже решили к нему присоединиться. Мало того, о своём желании посетить двухдневный саммит стран-участниц «Междуморья» заявил глава МИД Германии Хайко Маас.  

Сказать, что варшавская дипломатия оказалась в трудном положении, значит не сказать ничего. С одной стороны, рассматривать стремление Германии к сотрудничеству как недружественную акцию — недопустимо. С другой — участие Берлина в проекте вполне способно поставить жирный крест на польском лидерстве, а подчинение Германии совсем не входит в планы инициаторов программы. 

Однако Соломоново решение было всё-таки найдено: немцам предоставили статус всего лишь генерального партнёра, и это достаточно ясно подтвердило, что Польша намерена самостоятельно принимать решения на тему региональных приоритетов. При этом геополитические амбиции Варшавы постепенно расширяются. Три года назад президент Польши Анджей Дуда заявил: «Я обдумываю идею создания партнёрского блока государств от Балтийского до Чёрного и Адриатического морей». И это заявление не оказалось голословным — в недавно состоявшемся бухарестском саммите стран – участников «Интермариума» приняли участие представители уже двенадцати государств.  

Было бы недальновидно закрывать глаза на то, что страны, включённые в постоянно растущий польский проект, обладают очень разными интересами, географией и историей. Но нельзя не признать и того, что международная позиция Польши медленно, но верно усиливается, и это, не в последнюю очередь, обусловлено именно развитием «Инициативы трех морей». А то, что данный проект продвигается не так быстро, как хотелось бы его разработчикам, не беда — приверженцы идеи очередной Речи Посполитой заявляют, что готовы ещё немного подождать. Они уверены: в конце концов, всё случится в полном соответствии с их планами. Надо лишь продолжать холить и лелеять высокую мечту об «Интермариуме»… 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

семнадцать − 13 =