Люди и космос: 2018 год

Представляем ежегодный обзор освоения ближнего и дальнего космоса жителями планеты Земля. Возможно, 2018-й войдёт в историю как завершение ещё одного этапа в развитии космонавтики.

Мне кажется, минувший год венчает собой период некой неопределённости, царившей в умах и делах учёных и конструкторов. Правда, это весьма робкие намёки, не совсем внятные. Но они есть.

Если я прав, наступивший 2019-й станет рубежным, разделяющим современную космонавтику на «до» и «после». Однако случится это только в том случае, если произойдут события, которые однозначно продемонстрируют начало активизации космической деятельности человечества. Иными словами, если начнётся реальное «движение вперёд». Не поднадоевшие уже всем разговоры о «счастливом космическом будущем человечества», а конкретные шаги к этому будущему.

Это и полеты частных пилотируемых кораблей, и начало эры суборбитального космического туризма, и новые миссии к Луне, а также к другим телам Солнечной системы. А ещё — открытия и свершения, расширяющие наши возможности в дальнейшем освоении космоса и получение конкретных результатов, которые ощутили бы все жители нашей планеты.

Первый рубеж, важный в психологическом плане, космические державы преодолели ещё в минувшем году. Впервые за последние 28 лет и первый раз в XXI веке в мире было проведено более 100 пусков ракет-носителей космического назначения. В предыдущий раз столь высокая интенсивность отмечалась в 1990 году.

Конечно, важно не то, сколько мы запускаем ракет. Главное, что мы с их помощью выводим на орбиту. К счастью, с этим в основном всё в порядке. Помимо прикладных космических аппаратов — а именно они составляют основную массу выводимых в космос спутников, — запускается довольно много интересных «изделий», с помощью которых удаётся сделать новые открытия, проводить уникальные эксперименты, закладывающие основу для дальнейшего покорения Вселенной.

Медленно, но верно, человечество продолжает расширять ареал своего обитания. И пусть мы ещё только готовимся осваивать другие небесные тела, но уже ясно, что это будет. И нынешняя молодёжь увидит, а некоторые станут и непосредственными участниками экспедиций к Луне, к астероидам, к Марсу.

Вырвавшись на галактические просторы, мы уже из биологического вида превратились в галактическую цивилизацию. И останемся ею навсегда. Я очень на это надеюсь.

А ещё надеюсь, что и Россия, несмотря на все наши проблемы, внесёт свою лепту в процесс освоения космического пространства. И наша лунная программа станет реальностью, а не закончится так же бесславно, как полвека назад. И другие наши планы будут реализованы, а не утонут в бюрократической волоките и не скроются среди шапкозакидательских настроений.

Кстати, ныне мы будем отмечать 50-летие первой высадки человека на Луне. Хороший повод для анализа происшедшего и происходящего. И хороший повод понять, почему мы, человечество, смогли это сделать тогда и уже так долго не можем это повторить.

I. Основные события года

Впервые за последние годы не возникло особых проблем при определении основных событий космического года. Свершений и достижений на этот раз достаточно, чтобы без труда сформировать топ-10. Что я и делаю.

Итак, чем же нас порадовал и чем же нас “огорчил” год минувший.

1.1. Первый старт сверхтяжёлого «Сокола»

Старт сверхтяжёлой ракеты «Фалкон» (Falcon Heavy, «Тяжёлый “Сокол”»), состоявшийся 6 февраля 2018 г., стал самым зрелищным событием прошедшего года. Надо отдать должное Илону Маску (Elon Musk) и пиарщикам из компании “Спейс-Экс” (SpaceX), что-что, а показать свою работу они умеют. Те, кто смотрел репортаж в прямом эфире, могли увидеть захватывающие дух кадры синхронной посадки двух первых ступеней носителя на мысе Канаверал и освещённую солнечными лучами «Теслу» (Tesla) со «Старменом» (Starmen) за рулём.

Создание сверхтяжёлой ракеты компания «Спейс-Экс» начала около семи лет назад. Первоначально запуск первого экземпляра был запланирован на 2013 год, но затем неоднократно откладывался. Это не удивительно — при разработке конструкторам пришлось столкнуться с множеством технических проблем, требовавших значительного времени на их разрешение.

Основные трудности возникли при синхронизации работы большого количества двигателей — в момент старта одновременно работают 27 двигателей. Илон Маск как-то признался, что в этом вопросе им пришлось столкнуться с рядом «интересных явлений». Но если судить по результатам пуска, инженерам удалось понять суть этих явлений и заставить ракету лететь устойчиво и именно туда, куда надо.

С аналогичными трудностями в конце 1960-х — начале 1970-х столкнулись советские конструкторы при создании лунной ракеты Н-1. Тогда удалось разобраться с возникающими при старте процессами только после четырёх аварийных запусков. Возможно, пятый старт был бы успешным. Но программу закрыли, и больше к этому вопросу не возвращались.

А вот Маску удалось заставить ракету полететь с первого раза. Конечно, это не означает, что он уже научил тяжелый «Фалкон» летать. Для этого необходимы как минимум ещё два успешных запуска. Но начало положено. И начало весьма обнадёживающее.

Сейчас сверхтяжёлый «Фалкон» — самая мощная ракета-носитель из находящихся в эксплуатации. С её помощью можно будет доставлять на низкую околоземную орбиту более 63 тонн грузов, а на геопереходную орбиту — более 26 тонн. Для сравнения: идущая на втором месте ракета «Дельта-4 Хэви» (Delta-4 Heavy) может выводить на те же орбиты 28 и 14 тонн грузов, соответственно.

В ходе запуска Маск также продемонстрировал заказчикам — в первую очередь, Министерству обороны США — возможность сверхтяжёлого «Фалкона» по прямому выведению грузов на геостационарную орбиту. Для ряда программ, особенно военных, это весьма заманчивые способности носителя.

И ещё один момент. Ярко-красная «Тесла» была выведена на траекторию полёта к Марсу. Летом минувшего года она пересекла орбиту Красной планеты, а в ноябре достигла максимального удаления от Солнца — 255 миллионов километров. Связь с ней не поддерживается, поэтому мы не знаем, в каком состоянии пребывает «Стармен». Будем надеяться, что всё в порядке и ему интересно лететь среди звёзд.

1.2. Лёгкие ракеты выходят на рынок

Минувший год отмечен появлением на рынке пусковых услуг двух лёгких носителей, предназначенных для коммерческих запусков небольших космических аппаратов. Ещё ряд ракет аналогичного класса на подходе.

Появление на рынке лёгких и сверхлёгких ракет-носителей — тренд последних лет, связанный со значительным увеличением числа запускаемых малых космических аппаратов. Большинство из них выводится на орбиту в качестве попутного груза с помощью ракет среднего и тяжёлого класса, что не всегда дёшево и совсем не оперативно. Лёгкие ракеты должны снизить стоимость пусковых услуг и в будущем привести к оперативности вывода полезных нагрузок в космос. Обе новые ракеты, «Электрон» (Electron) американо-новозеландской компании «Рокет Лэб» (Rocket Lab) и японской SS-520, как раз и призваны решить эти задачи.

Первый пуск «Электрона» был произведён в 2017 году и был неудачным. А вот запуск в январе 2018-го оказался успешным. До конца минувшего года «Рокет Лэб» выполнила ещё два пуска, уже на коммерческой основе. Причём один раз заказчиком выступило НАСА. На этот год запланированы новые пуски.

Японскую ракету SS-520 тоже пытались запустить в 2017 году, и этот старт тогда был аварийным. А вот в феврале прошлого года конструкторам сопутствовал успех, и ракета вывела на околоземную орбиту небольшой спутник. Правда, больше в ушедшем году запусков не было. Но это не означает, что у SS-520, позиционируемой как «самая дешёвая ракета в мире», лётная история будет короткой. У неё есть будущее, и она себя ещё покажет.

А вот лёгкая ракета «Чжуцюэ-1», разработку которой ведет китайская частная компания «ЛэндСпейс» (LandSpace), во время первого запуска в октябре 2018-го потерпела аварию. Испытания продолжатся в этом году и, зная упорство китайских товарищей, можно надеяться на скорый успех и этого начинания.

Весь минувший год прошёл в ожидании первого запуска ракеты-носителя «ЛончерВан» (LauncherOne) с «воздушного космодрома». Этот проект реализуется компанией «Вирджин Галактик» (Virgin Galactic) при финансовом участии многих ведущих интернет-компаний. Первый старт должен был состояться ещё в 2013 году. Но пока пусков не было — ни успешных, ни аварийных. Ждём-с.

1.3. Очередная посадка на Марс

В конце ноября прошлого года на марсианскую равнину Элизий совершил успешную посадку американский межпланетный аппарат «Инсайт» (сокр. от англ. Interior Exploration using Seismic Investigations, Geodesy and Heat Transport), запущенный в мае. Основная задача миссии — изучение внутреннего строения и состава Красной планеты. Расчётный срок работы аппарата — 720 дней.

В течение двух лет «Инсайт» будет изучать внутреннюю структуру Марса, регистрируя подземные толчки. Они могут возникать по разным причинам, в частности, в результате падения метеоритов, которые не сгорают в более разреженной, чем земная, марсианской атмосфере.

Кроме того, на автоматической станции, которая будет оставаться в одной точке на протяжении всего цикла исследований, установлена аппаратура для замера температуры подпочвенных слоёв, а также бур длиной шесть метров. Бурение небесного тела на такую глубину (не только Марса, но и вообще любого другого небесного тела) будет проводиться впервые.

На поверхности станции имеются радиосредства, которые позволят точно замерять параметры движения Марса по орбите.

Основная работа «Инсайта» ещё впереди. В частности, буровые работы запланированы на весну этого года. Но уже первый месяц пребывания зонда на поверхности Марса дал интересные результаты. Так, 7 декабря на Землю была передана аудиозапись звуков марсианского ветра. Конечно, что-то подобное можно услышать, например, в Гренландии или на севере Норвегии. Но когда осознаёшь, что это звуки другого мира, такое завораживает.

1.4. На свидание с Солнцем

Интересная научная миссия началась 12 августа прошедшего года. В этот день с мыса Канаверал стартовал межпланетный зонд «Паркер» (Parker Solar Probe), предназначенный для изучения внешней короны Солнца.

Проект «Паркер» — продолжение программы запусков автоматических космических аппаратов для изучения нашего светила. Правда, в отличие от своих предшественников, он приблизится к звезде гораздо ближе, всего на 6,2 миллиона километров. Произойдёт это через несколько лет, после пары десятков оборотов вокруг Солнца. При каждом витке «Паркер» будет всё ближе подлетать к светилу.

Основные научные задачи зонда:

• определение структуры идинамики магнитных полей в источниках солнечного ветра;
  • выявление уровня энергии, испускаемойкороной Солнца;
  • определение того, какие механизмы ускоряют и переносят энергетические частицы;
  • изучение частицплазмы около Солнца и их воздействие на солнечный ветер и образование энергетических частиц.

Своё имя зонд получил в честь американского астрофизика Юджина Паркера (Eugene Parker), который в 1958 году предсказал существование солнечного ветра. Паркеру сейчас 91 год, он был на космодроме и попрощался со своим тёзкой.

И ещё одна маленькая деталь. На борту аппарата находится чип, на котором записаны имена более 1 миллиона землян, а также научная статья Юджина Паркера о солнечном ветре.

1.5. Обратная сторона Луны

За всю историю космонавтики ни один рукотворный космический аппарат не совершал посадку на обратной стороне Луны. В бурные 1960-е и 1970-е годы, когда число запущенных в сторону естественного спутника Земли автоматических станций измерялось десятками, решить эту сложную в техническом плане задачу не удалось ни СССР, ни США. Впрочем, они и не пытались это сделать. Ну а потом ведущие космические державы занимались другими проектами.

То, что не удалось полвека назад, сегодня намерены реализовать китайцы. Сама посадка ещё только предстоит, а вот основу для этого в Китае заложили в 2018-м.

Автоматическая межпланетная станция «Чанъэ-4» (嫦娥四号) была запущена 7 декабря. Спустя пять дней она вышла на селеноцентрическую орбиту. Посадка на Луну в районе кратера фон Кармана, входящего, в свою очередь, в Бассейн Южный полюс — Эйткен, была запланирована на 2 января 2019-го. Помимо самой посадки, на лунную поверхность был доставлен луноход.

В программе миссии — забор и исследование образцов грунта. Специалисты надеются найти в этом регионе материалы, выбитые из верхних слоев лунной мантии, что поможет пролить свет на её геологическую историю.

И ещё одна важная составляющая миссии. Для обеспечения устойчивой и постоянной связи с Землёй, весной 2018-го в точку либрации L2 был выведен спутник-ретранслятор «Цюэцяо».

Если посадка «Чанъэ-4» пройдёт успешно, то это будет важным шагом Китая в реализации своей лунной программы. Вслед за этим предполагается доставка на Землю лунного грунта, ну а затем и полёт человека. Шансы на то, что 13-м человеком на Луне станет китаец весьма высоки.

1.6. Посадка на Рюгу

Малые планеты всё чаще становятся объектом исследований с помощью земных аппаратов. В минувшем году этот список пополнился двумя.

Одним из новых объектов стал небольшой астероид (162173) Рюгу. Именно к нему четыре года летел японский межпланетный зонд «Хаябуса-2» (はやぶさ2).

К своей цели зонд прибыл летом минувшего года. Основная задача миссии — забор образцов грунта с поверхности астероида и доставка их на Землю.

21 сентября модули-роботы «Ровер-А» (RoverA) и «Ровер-Б» (RoverB) совершили успешную мягкую посадку на поверхность астероида. Сами аппараты весят всего по килограмму и передвигаются по поверхности прыжками, пользуясь слабой гравитацией. Оба робота оснащены специальными ассиметричными вращающимися маховиками. Когда они вращаются, центр тяжести аппаратов смещается, и они подскакивают на поверхности астероида.

Проработали модули всего несколько часов, насколько хватило заряда аккумуляторов. Но успели прислать на Землю снимки поверхности астероида.

3 октября на поверхность астероида совершил посадку европейский посадочный модуль. Он массивнее «Роверов» — около 10 кило. На поверхности астероида он проработал более 17 часов. За это время три раза менял своё местоположение, успешно выполнил запланированные исследования состава грунта и свойств астероида и передал данные на орбитальный аппарат.

Операция по забору грунта запланирована на этот месяц. При подлёте к астероиду зонд «выстрелит» по нему специальным зарядом, и лишь затем произведёт сбор образцов.

На Землю аппарат должен возвратиться в декабре 2020 года.

1.7. Астероид Беннуцель достигнута

Ещё одна малая планета, которую начали детально изучать в прошлом году, — астероид (101955) Бенну. В начале декабря к нему прибыла американская межпланетная станция OSIRIS-Rex (сокр. от Origins Spectral Interpretation Resource Identification

Security Regolith Explorer).  Её задачи схожи с задачами миссии «Хаябуса-2». Разница лишь в наборе оборудования, установленного на борту. Да ещё в самом астероиде. Если Рюгу принадлежит к спектральному классу С, то Бенну — к классу В. К тому же Бенну для планетологов гораздо интереснее. Он принадлежит в группе Аполлонов и достаточно близок к Земле. Учёные планируют найти на нём углеродистое вещество, которое осталось ещё со времён образования Солнечной системы.

Забор грунта будет произведён с помощью системы TAGSAM (сокр. от TouchAndGo Sample Acquisition Mechanism). Устройство состоит из блока забора проб и раскладного манипулятора длиной 3,35 метра, который позволит установить пробоотборник на поверхность астероида, не осуществляя посадку всего аппарата на его поверхности. Для облегчения процесса сбора проб реголит будет переноситься в ловушку при помощи сжатого азота, запас которого находится на зонде. Весь процесс будет документировать одна из трёх бортовых камер. По окончании весь собранный материал будет перемещён в возвращаемый аппарат и отправлен к Земле. Планируется, что вес образцов составит от 60 граммов до двух килограммов. В родные Пенаты аппарат должен возвратиться в 2023 году.

1.8. И снова охота за экзопланетами

В последние годы открыто множество планет в других звёздных системах. Человечество упорно ищет двойника Земли. С одной стороны, это желание найти планету, условия на которой делают возможным возникновение на ней жизни. А с другой — иметь, хотя бы теоретически, запасной дом на случай, если жизнь на Земле прекратится. Впрочем, и то, и другое — естественное желание человека расширить ареал своего обитания, о чём я уже упоминал в самом начале обзора.

Несколько лет поиском экзопланет занимался орбитальный телескоп «Кеплер» (Kepler). Но осенью минувшего года он прекратил работу — на борту закончилось топливо. Символично, что оборудование телескопа отключили 15 ноября, в день смерти Иоаганна Кеплера (Johannes Kepler), в честь которого и назвали аппарат.

Еще тогда, когда «Кеплер» плодотворно трудился, в США стали готовить миссию TESS (сокр. от Transiting Exoplanet Survey Satellite) для поиска экзопланет транзитным методом (т.е. основанным на наблюдениях за прохождением планеты на фоне звезды). Предполагается, что телескоп будет проводить в течение двух лет всесезонные исследования.

Основная цель миссии состоит в нахождении каменистых экзопланет, попадающих в обитаемую зону и удалённых от Земли не более чем на 200 световых лет. «Кеплер», несмотря на то, что открыл более 2600 экзопланет, проводил исследования объектов на удалении до 3000 световых лет, вследствие чего тусклость большинства открытых им миров не позволяет даже самым современным наземным телескопам измерить их радиальную скорость.

В конце сентября прошлого года группа астрономов во главе с Челси Хуангом (Chelsea Huang) из Массачусетского технологического института сообщила о первой обнаруженной космическим телескопом экзопланете. Она находится в системе яркой звезды Пи Столовой Горы (π Mensae) на расстоянии около 60 световых лет от Земли и относится к классу жёлтых карликов.

1.9. Суборбитальная миссия «Юнити»

После 14-летнего перерыва состоялся первый суборбитальный полёт ракетоплана. Правда, космическим такой полёт является только по меркам Федерального управления США по гражданской авиации и американских ВВС (высота подъема более 80 км). Но в отсутствии других полётов и такой можно считать существенным достижением.

Ракетоплан «Юнити» (Unity) компании «Вирджин Галактик» совершил свой полёт в небе над Калифорнией 13 декабря. Машину пилотировали Марк Стакки (Mark Stucky) и Фредерик Стёркоу (Frederick Sturckow). Аппарат смог подняться на высоту 82682 метра.

Для конструкторов из компании «Вирджин Галактик» декабрьский полёт «Юнити» — важный шаг вперёд. С большой вероятностью теперь можно говорить, что более или менее регулярные суборбитальные полёты начнутся в самое ближайшее время, и наконец-то наступит эра суборбитального космического туризма.

Напомню, что за всю историю авиации и космонавтики выше 80 км крылатые машины поднимались всего 16 раз. Совсем немного за 61 год космической эры. 13 раз это делал в 1962-1968 годах ракетоплан Х-15 и трижды в 2004 году — ракетоплан «СпейсШипВан» (SpaceShipOne).

В ходе пяти полётов удалось взять рубеж в 100 км. Дважды это сделал в 1963-м Джозеф Уолкер (Joseph Walker) на Х-15, дважды в 2004-м — Майкл Мелвилл (Michael Melvill) на «СпейсШипВан» и ещё один раз в том же 2004-м на том же «СпейсШипВан» Брайан Бинни (Brian Binnie).

Говоря о массовом космическом туризме, нельзя забывать и работы по созданию суборбитальной ракеты «Нью Шепард» (New Shepard), которые ведёт компания «Блю Ориджн» (Blue Origin). В 2018 году было проведено несколько испытательных пусков, правда, все в беспилотном варианте. Но и там работы вышли на финишную прямую.

Кто будет первым, «Вирджин Галактик» или «Блю Ориджн», покажет уже совсем недалёкое будущее.

1.10. Авария «Союз МС-10»

Как всегда, бочка мёда не обошлась без ложки дёгтя. 11 октября при запуске пилотируемого космического корабля «Союз МС-10» произошла авария. Первая в истории современной России, связанная с пилотируемой программой.

Причиной стало нарушение, допущенное при сборке пакета ракеты-носителя «Союз-ФГ». В результате одна из боковушек отделилась нештатно, параметры полёта носителя вышли за пределы нормы, что привело к аварийному отключению двигателей второй ступени.

К счастью, штатно сработала система аварийного спасения, и космонавты, находившиеся на борту корабля «Союз МС-10» не пострадали. Они мягко приземлились в двух десятках километров от казахстанского города Жезказган.

Конкретные причины аварии удалось установить быстро, и уже в начале декабря пилотируемые пуски возобновились.

Однако остались некоторые сложности. Так, пришлось на некоторое время (вероятнее всего, до середины 2019 года) уменьшить с шести до трёх человек численность экипажа, работающего на МКС. Изменилась и программа работ на станции. Так как космонавтам придётся больше времени уделять поддержанию работоспособности МКС, сократится научная программа.

Возникла неопределённость с полётом на борт станции космонавта из Объединённых Арабских Эмиратов — контракт на полёт был подписан за пару часов до аварийного старта, а сама миссия планировалась на апрель этого года. Теперь, вероятнее всего, она будет отложена. Насколько, пока не ясно.

Однако для американской пилотируемой космонавтики авария оказалась полезной. Она заставила конструкторов в компаниях «Боинг» (Boeing) и «Спейс-Экс» интенсифицировать работы по созданию кораблей «Старлайнер» (Starliner) и «Дрэгон-2» (Dragon-2). Первые полёты этих машин откладывались в течение нескольких лет, но теперь наверняка состоятся уже в ближайшем будущем.

А вот Алексей Овчинин и Ник Хейг (Tyler Nicklaus Hague), которым так не повезло при запуске «Союза МС-10», весной наступившего года вновь отправятся в полёт. Оба уже получили назначение в экипаж корабля «Союз МС-12». Будем надеяться, на этот раз им будет сопутствовать удача.

…Таков мой топ-10 основных событий. Думаю, это достаточно объективный срез нынешней ситуации в мировой космонавтике.

Но ещё об одном событии просто не могу не упомянуть. В декабре  вышел последний номер журнала «Новости космонавтики». Это говорит о многом. Но я, пожалуй, воздержусь от оценок. Пусть каждый из читателей сделает это самостоятельно.

Разрыв страницы

II. Пилотируемая космонавтика

В ушедшем году стартовали четыре пилотируемых космических корабля. Столько же, что и годом ранее. Все корабли были российского производства, и все были запущены с космодрома Байконур в Казахстане по программе работ на МКС.

К сожалению, из четырёх стартов только три были успешными. В октябре запуск «Союз МС-10» окончился неудачей — из-за нештатного отделения 1-й ступени носителя полёт был прерван.

Тяжёлых последствий удалось избежать, но сложности всё-таки возникли — пришлось «перебирать» готовившиеся к старту «Союзы» и пересматривать график следующих экспедиций на станцию. Но это мелочи. Главное, не пришлось консервировать станцию, которая в ноябре отметила 20-ю годовщину своего полёта.

Возможно, в нынешнем году количество пилотируемых миссий в космос наконец-то увеличится за счёт ввода в эксплуатацию новых американских кораблей «Дрэгон-2» и «Старлайнер».

Ну а пока о «пилотируемых» итогах 2018 года.

Весной-летом завершились две экспедиции на МКС, начатые в 2017 году. А в декабре стартовала экспедиция, участники которой возвратятся на Землю летом 2019-го.

Таким образом, за 57 с лишним лет пилотируемых полётов в космос было выполнено 313 успешных запусков кораблей с космонавтами на борту: 144 — в СССР (России), 163 — в США, 6 — в Китае.

Несмотря на случившуюся аварию, Россия и в 2018 году оставалась единственной космической державой, регулярно запускающей пилотируемые корабли.

2.1. Пилотируемые полёты

КК «Союз МС-06» стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) 12 сентября 2017 года. На его борту находились: командир корабля,  бортинженер МКС-53, командир МКС-54 Александр Александрович Мисуркин (Россия, 2-й полёт в космос), бортинженер-1 корабля, бортинженер МКС-53/54 Марк Томас Ванде Хай (Mark Thomas Vande Hei) (США, 1-й полёт в космос) и бортинженер-2 корабля, бортинженер МКС-53/54 Джозеф Майкл Акаба (Jack David Fisher) (США, 3-й полёт в космос).

В тот же день экипаж прибыл на МКС и приступил к плановой работе. Это была самая быстрая стыковка в истории МКС — от момента старта корабля до касания стыковочного узла на станции прошло всего 5 час. 38 мин. 13 сек.

За время своего пребывания в космосе экипаж корабля провёл большой комплекс исследований и экспериментов на борту МКС, принял и разгрузил несколько грузовых кораблей. На Землю космонавты возвратились 28 февраля прошлого года.

КК «Союз МС-07» стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) 17 декабря 2017 года. На его борту находились: командир корабля, бортинженер МКС-54, командир МКС-55 Антон Николаевич Шкаплеров (Россия, 3-й полёт в космос), бортинженер-1 корабля, бортинженер МКС-54/55 Скотт Дэвид Тингл (Scott David Tingle) (США, 1-й полёт в космос) и бортинженер-2 корабля, бортинженер МКС-54/55 Норисигэ Канаи (金井 宣茂) (Япония, 1-й полёт в космос).

На то, чтобы добраться на МКС, космонавты затратили двое суток.

Как обычно, экипаж корабля провёл большой комплекс исследований и экспериментов на борту МКС, принял и разгрузил несколько грузовых кораблей.

На Землю космонавты возвратились 3 июня 2018 года.

КК «Союз МС-08» стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) 21 марта 2018 года. На его борту находились: командир корабля,  бортинженер МКС-55/56 Олег Германович Артемьев (Россия, 2-й полёт в космос), бортинженер-1 корабля, бортинженер МКС-55, командир МКС-56 Эндрю Джей Фейстел (Andrew Jay Feustel) (США, 3-й полёт в космос) и бортинженер-2 корабля, бортинженер МКС-55/56 Ричард Роберт Арнольд (Richard Robert Arnold) (США, 2-й полёт в космос).

Стыковка с МКС была осуществлена спустя двое суток после старта.

На Землю космонавты возвратились 4 октября 2018 года.

КК «Союз МС-09» стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) 6 июня 2018 года. На его борту находились: командир корабля,  бортинженер МКС-56/57 Сергей Валерьевич Прокопьев (Россия, 1-й полёт в космос), бортинженер-1 корабля, бортинженер МКС-56, командир МКС-57 Александер Герст (Alexander Gerst) (Германия, 2-й полёт в космос) и бортинженер-2 корабля, бортинженер МКС-56/57 Серина Мария Ауньён-Ченселор  (Serena Maria AuñónChencelor) (США, 1-й полёт в космос).

И этот экипаж добирался до МКС двое суток.

Полёт «Союз МС-09» сопровождался необычной ситуацией. 30 августа на станции была зафиксирована утечка воздуха. Поиски течи привели в бытовой отсек корабля, где было обнаружено отверстие в обшивке. Первоначально грешили на микрометеорит, но очень скоро выяснили, что отверстие имеет «искусственное происхождение». Кто, когда и зачем его сделал, пока не выяснено. Даже выход в открытый космос, совершённый 11 декабря, не помог в этом вопросе.

К счастью, отверстие не помешало штатному возвращению космонавтов на Землю. Спускаемый аппарат с космонавтами благополучно приземлился в казахстанской степи 20 декабря 2018 года.

КК «Союз МС-10» стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) 11 октября 2018 года. На его борту находились: командир корабля Алексей Николаевич Овчинин (Россия, 2-й полёт в космос) и бортинженер корабля Тайлер Никлаус Хейг (Tyler Nicklaus Hague) (США, 1-й полёт в космос).

Сокращение численности экипажа было связано с предполагаемым началом в 2019 году полётов американских частных пилотируемых кораблей.

Впервые за последние 35 лет старт российского пилотируемого корабля закончился неудачей — отделение 1-й ступени прошло нештатно, и на 123-й секунде полёта сработала система аварийного спасения. Максимальная высота подъёма составила 93 км. Спускаемый аппарат с космонавтами приземлился в 32 км от Жезказгана через 19 минут 40 секунд после старта.

Расследование причин аварии выявило нарушение технологического процесса сборки ступеней ракеты в «пакет».

КК «Союз МС-11» стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) 3 декабря 2018 года, на 17 суток раньше, чем планировалось. Ускорение подготовки корабля было связано с аварией при запуске предыдущего экипажа. На борту корабля находились: командир корабля Олег Дмитриевич Кононенко (Россия, 4-й полёт в космос), бортинженер-1 корабля Давид Сан-Жак (David SaintJacques) (Канада, 1-й полёт в космос) и бортинженер-2 корабля Энн Шарлотт МакКлейн  (Anne Charlotte McClain) (США, 1-й полёт в космос).

Через 6 часов 1 минуту после старта корабль пристыковался к МКС.

Работа на станции рассчитана на 194 суток. Возвращение экипажа на Землю запланировано на июнь 2019 года.

2.2. Космонавты

В 2018 году на околоземной орбите работали 15 космонавтов. Это меньше, чем в последние три года.

Из тех, кто побывал на орбите, пятеро имели российское гражданство, семеро — американское, по одному — японское, немецкое и канадское.

В прошлом году в космос отправились четверо новичков: двое американцев, один россиянин и один канадец. Пятому новичку, американцу Нику Хейгу, не повезло: он так и не смог добраться до орбиты.

Среди тех, кто работал на орбите, были две женщины — американки Серина Ауньён-Ченселор и Энн МакКлейн.

Шесть космонавтов — россияне Александр Мисуркин и Антон Шкаплеров, американцы Марк Ванде Хай, Джозеф Акаба и Скотт Тингл, а также японец Норисигэ Канаи — отправились на орбиту ещё в 2017 году, а возвратились на Землю весной-летом 2018-го. Ещё трое (меньше, чем обычно) — россиянин Олег Кононенко, канадец Давид Сан-Жак и американка Энн МакКлейн — встретили на околоземной орбите наступление нынешнего года. Их возвращение на Землю ожидается в начале лета.

Общий «налёт» в 2018 году составил 1901,02 чел.-дн. (5,21 чел.-лет). Это на 50 чел.-дн. меньше, чем годом ранее. Значительное уменьшение произошло из-за аварийного пуска корабля «Союз МС-10», а также отсрочки запуска российского модуля «Наука», что заставило отложить увеличение численности российского экипажа с двух до трёх человек.

А всего за период с 1961-го по 2018 год земляне пробыли в космосе 145,3 чел.-лет.

По состоянию на 1 января 2019 года в орбитальных космических полётах приняли участие 557 человека из 37 стран. Из числа летавших в космос — 496 мужчин и 61 женщина.

…В минувшем году ушли из жизни шесть космонавтов.

Это лётчик-космонавт СССР Владимир Афанасьевич Ляхов, американские астронавты Джон Уоттс Янг (John Watts Young), Алан ЛаВерн Бин (Alan LaVern Bean), Дональд Херод Петерсон (Donald Herod Peterson), Ричард Алан Сиэрфосс (Richard Alan Searfoss), первый украинский космонавт Леонид Константинович Каденюк (Леонiд Костянтинович Каденюк).

Уходят, уходят герои!

2.3. В открытом космосе

В прошлом году космонавты выполнили всего 8 выходов в открытый космос. Это меньше, чем годом ранее. Но и в 2017 году выходов было немного, всего на два больше, чем в предыдущем.

Все совершенные выходы в открытый космос проводились по программе работ на борту МКС.

Три выхода были осуществлены из российского модуля «Пирс», пять — из американского модуля «Квест» (Quest). Такое же количество раз использовались российские скафандры «Орлан-МК» и «Орлан-МКС», и американские EMU (автономное устройство для внекорабельной деятельности, англ. Extravehicular Mobility Unit).

Во внекорабельной деятельности (ВКД) участвовали десять космонавтов: пятеро россиян, четверо американцев и один японец.

Американцы Эндрю Фейстел и Ричард Арнольд по три раза покидали борт МКС. Американец Марк Ванде Хай и россиянин Сергей Прокопьев делали это дважды. Остальные покидали борт МКС по одному разу.

Общая продолжительность пребывания космонавтов в открытом космосе составила 4 дня 15 час. 26 мин.

ВКД-393 (393-й выход в открытый космос в истории) [EVA-47]. 23 января. Марк Ванде Хай и Скотт Тингл (оба — США). Замена ряда элементов на манипуляторе «Канадарм-2» (Canadarm-2). Продолжительность — 7 час. 24 мин.

ВКД-394 (ВКД-44). 2 февраля. Антон Шкаплеров и Александр Мисуркин (оба — Россия). Демонтаж выводимого из эксплуатации приёмного устройства и установка нового приёмного модуля широкополосной системы связи; подготовка МКС к введению в её состав модуля «Наука». Продолжительность — 8 час. 13 мин.

ВКД-395 [EVA-48]. 16 февраля. Марк Ванде Хай (США) и Норисигэ Канаи (Япония). Перенос захвата манипулятора «Канадарм-2» на борт МКС для последующего возвращения на Землю. Продолжительность — 5 час. 57 мин.

ВКД-396 [EVA-49]. 29 марта. Эндрю Фейстел и Ричард Арнольд (оба — США). Установка на внешней стороне модуля «Транквилити» (Tranquility) оборудования для обеспечения беспроводной связи; замена наружных камер, с помощью которых ведётся наблюдение за Землёй; замена нескольких насосов в наружном блоке системы терморегулирования станции. Продолжительность — 6 час. 10 мин.

ВКД-397 [EVA-50]. 16 мая. Эндрю Фейстел и Ричард Арнольд (оба — США). Замена насосов системы терморегулирования станции; замена наружных камер видеонаблюдения лабораторного модуля «Дестини» (Destiny) и приёмника системы связи. Продолжительность — 6 час. 31 мин.

ВКД-398 [EVA-51]. 14 июня. Эндрю Фейстел и Ричард Арнольд (оба — США). Установка камер высокого разрешения на внешней поверхности модуля «Хармони» (Harmony), которые будут использоваться во время стыковки кораблей «Старлайнер» и «Дрэгон». Продолжительность — 6 час. 49 мин.

ВКД-399 (ВКД-45). 15 августа. Олег Артемьев и Сергей Прокопьев (оба — Россия). Демонтаж с поверхности модуля «Пирс» двух устройств с образцами микроорганизмов, находившихся там в рамках эксперимента «Тест» с августа 2017 года; установка антенны и прокладка кабелей для аппаратуры эксперимента ICARUS; запуск четырех наноспутников. Продолжительность — 7 час. 46 мин.

ВКД-400 (ВКД-45А). 11 декабря. Олег Кононенко и Сергей Прокопьев (оба — Россия). Вскрытие экранно-вакуумной теплоизоляции на бытовом отсеке корабля «Союз МС-09» и взятие образцов герметика, которым было закрыто отверстие в корабле, а также материалов с поверхности вокруг него. Продолжительность — 7 час. 45 мин.

2.4. Рекорды

В 2018 году таблица абсолютных мировых рекордов в области космонавтики не претерпела

никаких изменений.

Абсолютные мировые космические рекорды

(по состоянию на 1 января 2019 г.)

Самый продолжительный космический полёт  437 дн. 17 час. 58 мин. 32 с  Валерий Поляков, Россия  08.01.1994 – 22.03.1995
Суммарная продолжительность космических полётов  878 дн. 11 час. 29 мин. 51 с  Геннадий Падалка, Россия  5 полётов, 1998-2015
Наибольшее количество выходов в открытый космос, совершенное одним космонавтом  16  Анатолий Соловьев, Россия
Самый продолжительный выход в открытый космос  8 час. 56 мин.  Джеймс Восс (James Voss), Сьюзен Хелмс (Susan Helms), США  11.03.2001
Суммарная продолжительность выходов в открытый космос, совершённых одним космонавтом   78 час. 32 мин.  Анатолий Соловьёв, Россия  16 выходов
Наибольшее количество космических полётов  7  Джерри Росс (Jerry Ross), Франклин Чанг-Диас (Franklin ChangDiaz), США
Наибольшая продолжительность пребывания космонавтов на поверхности Луны  3 дн. 19 час. 59 мин. 40 с.  Юджин Сернан, Харрисон Шмитт, США  11-14.12.1972
Самый длительный выход на поверхность Луны  7 час. 36 мин. 54 с.  Юджин Сернан, Харрисон Шмитт, США  13.12.1972
Суммарная продолжительность работы на поверхности Луны вне кабины аппарата  22 час. 3 мин. 57 с.  Юджин Сернан, Харрисон Шмитт, США  3 выхода
Максимальная высота подъема летательного аппарата при совершении суборбитального полёта  112,1 км  Брайан Бинни (Brian Benni), «СпейсШипВан» (SpaceShipOne), США  04.10.2004

Единственное достижение 2018 года, которое надо отметить, — рекордный по продолжительности выход в открытый космос, совершённый в российских скафандрах. Антон Шкаплеров и Александр Мисуркин 2 февраля находились за бортом МКС 8 час. 13 мин.

И ещё один текущий показатель — в момент наступления 2019 года исполнилось 6635 дней 16 часов 7 минут 13 секунд непрерывного нахождения людей в космосе. Иными словами — более 18 лет. Именно столько работают экипажи основных экспедиций, сменяя друг друга.

• Юрий Смольянов Reply