Опять зима, снег и горожане на грани нервного срыва

Марианна Баконина
Январь21/ 2019

Петербург2019. Война со снегом не на жизнь! А на что? Смольный лопаты дарит кому нужно. Но город утопает в сугробах, и лёд под асфальтом грозит увечьями. Может, проблема не в лопатах, а в головах? 

 

Январская френдлента напоминает сводки с фронта. Друзья падают, ушибаются, ломают конечности, получают сотрясения мозга, хвастаются противогололёдными приспособлениями для обуви, специальной косолапой походкой против наледи, рассказывают, как пригодилась «раздатка» внедорожника на Кронверкском и как в снегу на Ленинском одновременно увязли маршрутка, автобус и троллейбус. В тренде фотографии с мест сражений: вот сугроб в виде ДОТа, вот павший в бою с наледью на канале Грибоедова, вот эвакуация мамаши с коляской из сугроба на обочине на проспекте Наставников… 

Чиновники, призванные обеспечивать зимнюю уборку города, вроде не бездействуют. Временный губернатор дергаёт подчинённых на ночные совещания, ругает нерадивых дворников, сетует на недостаток техники и дворницких рабочих рук, призывает горожан в добровольном порядке перейти на режим парковки «чёт-нечёт» (как будто от этого волшебным образом приедет трактор) и вообще не разбираться, кто за что отвечает, а навалиться на сугробы и наледь всем миром.  

Всё время повторяются магические цифры: на очистке дорог занято 1157 единиц спецтехники — дорожные машины и тракторы с плугом и щёткой, погрузчики, самосвалы. Внутриквартальные территории чистят 1063 дворника. Круглосуточно работают 18 снегоприёмных и снегоплавильных пунктов. 

Журналисты, вооружившись этими цифрами, погружаются в занимательную арифметику, вычисляют сколько человеколопат и машиногрейдеров приходится на заснеженный гектар в Москве, Казани и Петербурге, а заодно рассказывают, как через специализированный сайт вызвать по конкретному адресу противоснежную неотложку. 

В целом, делается всё возможное, а снег и лёд и ныне там, куда Бог послал. 

Звучат цифры оправдательные. Мол, за отчётный период вывезено столько-то миллионов кубометров снега, в четыре раза больше, чем за тот же период прошлого года. Это снегопады просто аномальные. Странно, что не сравнивают объёмы вывезенного снега с июлем прошлого года, звучало бы ещё эффектнее. Синоптики оправдания чиновников ставят под сомнение — ничего уникального в нынешних снегопадах, нормальные, типичные для наших северных краёв осадки. Не каждый год случаются, но регулярно. 

Смольный  лихорадит. То объявляют «готовность к ЧС», то рапортуют о  том, что «уборка улиц от снега продолжается в усиленном режиме», то хвастаются, что «всё под контролем» и удалось избежать многодневных десятибалльных пробок… 

Вспоминается достославная зима 2010 года, когда город в новогодние праздники утонул в сугробах, покрылся ледяной коркой, а из Смольного звучали предложения найти, в конце концов, лазер пригодный для сбивания сосулей. Один знакомый тогда рассказал мне про таджиков-дворников, отвечавших за порядок в его дворе. Таджики, вероятно, никогда такого количества снега не видели, решили, что наступил конец света и, запершись в дворницкой, принялись варить плов. А что ещё делать, если конец света? Хоть покушать напоследок. 

В тот же достопамятный год писатель, а в прошлом военный моряк Михаил Глинка напомнил мне в интервью простой рецепт борьбы со снегом и льдом из гарнизонного устава: «К уборке снега надо приступать, не дожидаясь окончания снегопада». Кстати, примерно такой же простой рецепт сформулирован в законах о благоустройстве Москвы и Московской области: «регламентируется необходимость приступать к обработке, уборке снежных и ледяных образований, не дожидаясь окончания снегопадов или периодов оттепелей». 

Так что Москва, где снега выпало в этом году ничуть не меньше, вовсе не похожа на обледенелую заснеженную и непроходимую тундру.  

Кроме правила об уборке снега до того, как он слежался или растаял и превратился в ледяные торосы на тротуаре, есть ещё несколько снегоуборочных правил, которые известны каждой домохозяйке. 

Снег, сложенный в валы на обочинах или вдоль припаркованных машин, хоть во дворе, хоть на улице — убранным не считается, как не считается убранным мусор заметённый под диван. 

Трактор, бесцельно катающийся по улицам и раскидывающий снег, куда и как попало, снегоуборщиком не считается, как не считается уборкой хождение по квартире с мокрой шваброй. 

Люди, автомобили, рекламные тумбы не считаются непреодолимым препятствием для качественной уборки улиц, точно так же, как мебель не является непреодолимым препятствием для мытья полов. 

В Москве ни дворники во дворах, ни городские снегоуборочные службы даже на подсознательном уровне не пытаются строить снежные баррикады на тротуарах, обочинах улиц, проспектов или возле припаркованных автомобилей. Они снег убирают. В центре и на окраинах. Где тракторами, где лопатами. Сознательно и целенаправленно. Сугробы на газонах и пустырях вырастают выше плеча, но ни одного заблокированного снежным валом автомобиля ни во дворах, ни на проезжей части нет. И никаких ледяных торосов на тротуарах. 

В Москве свои проблемы, плитка, скотина, скользкая. Асфальт тоже временами скользкий — зима. Жалуется народ. Иногда падает. Но не чувствует себя брошенным. В любое время суток можно увидеть дворников и снегоуборочную технику. 

А плитка скользкая и на Невском, и на Лиговском. Только теперь ещё укрытая снегом и ледяной коркой. А ещё петербургские власти, как те перепуганные таджики, увидевшие конец света. То чрезвычайную ситуацию хотят объявлять, то по ночам заседают, то уверяют про «всё под контролем». То жалуются на дефицит дворников и тракторов. А снег — идет и укрывает город, потихоньку превращающийся в заснеженную обледенелую пустыню. 

В центре Петербурга есть улицы, где снегоуборщиков не видели с прошлого года. Так что дело не в лопатах, а в головах. В головах ответственных лиц, ответственных за благоустройство. В том числе снежное и ледяное. 

art by KazuBell


Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

20 + 9 =