От сессии до пенсии — на семейном обеспечении

Марианна Баконина
Февраль19/ 2019

Студенты плохо учатся. Потому что работают. А работают, потому что стипендия маленькая. Так пусть их содержат родители, чтобы не отвлекались и качественно грызли гранит науки! 

 

Эта роскошная идея родилась в голове министра юстиции Александра Коновалова в Государственной думе, в ходе правительственного часа. Удивляться нечему. Раз министр юстиции, то и решения предлагает юридические. Подправить Семейный кодекс, обязав родителей обеспечивать во время учёбы своих отпрысков твёрдой суммой в рублях, и на выходе из вузов получим высококвалифицированных специалистов вместо недоучек, которые потратили драгоценные годы студенчества на подработки. 

Идею тут же раскритиковали как нереалистичную и утопическую. И впрямь, складывается впечатление, что министр Коновалов представляет студенческую жизнь по старинной песенке, когда от сессии до сессии студенты жили весело. И опять станут жить весело, когда получат достойное обеспечение из родительского кошелька.   

Более того, министр считает, что стоит законодательно установить минимальный размер таких выплат, чтобы нерадивые мамы с папами не посадили своих отпрысков со студенческими билетами на хлеб и воду. Скажем, тысяч 30 или 40 полновесных рублей. А не будут платить — добро пожаловать в суд. 

Вполне юридическая логика, чего ещё ждать от министра именно юстиции? Он же не министр труда или социальной защиты и не обязан знать, что, по статистике, средняя заработная плата в России 42 тысячи рублей, а медианная — 30 тысяч. Средняя, это когда его министерскую зарплату и оклад нано-топ менеджера Анатолия Чубайса суммируют с зарплатами тысяч медсестёр и учителей и делят для статистики. А медианная показывает, что одна половина населения страны зарабатывает больше, а другая половина — меньше этой суммы. Иначе говоря, министр в легалистском угаре предложил одному из родителей отдавать своим отпрыскам зарплату целиком. Но даже и тут не все справятся. 30 процентов трудящихся на крупных и средних предприятиях получают 2/3 или меньше медианной зарплаты. Если по-простому, большинство россиян выживает на 15–20 тысяч в месяц. Но это цифры для Минсоцзащиты. В министерстве юстиции должны думать не про это, а про законы и как их можно усовершенствовать, чтобы помочь семье и детям.   

В общем, министра подняли на смех и стали весело моделировать всевозможные юридические казусы. Помните, как в пушкинском «Скупом рыцаре» несчастный Альбер мечтал, чтобы герцог «…отца заставил меня держать как сына, не как мышь, рождённую в подполье!»  Начали вспоминать литературных «вечных студентов» вроде Пети Трофимова, которому «нет ещё и тридцати» и который живёт на родительское вспомоществование. Короче, все, кому не лень, принялись резвиться по поводу министерской легисломании. 

В министерстве юстиции тут же начали оправдывать своего министра: мол, он имел в виду не все семьи, а только неполные, где нерадивый родитель прекращает платить алименты, как только ребёнку стукнет восемнадцать, и плевать ему, что он бедный студент, и, вообще, не переживайте и не зубоскальте, никаких студенческих поправок мы в Семейный кодекс не готовим и не планируем. А что министр сказал, так слово как воробей, теперь уж не поймаешь. 

Воробья, конечно, поймать трудно, но юридическая новация про алименты студентам вполне вписывается в социально-финансовую траекторию текущей политики «партии и правительства». Помнится, когда повышали пенсионный возраст, то ввели понятие предпенсионера и начали готовить поправки в Семейный кодекс, которые предполагали, что нетрудоспособные предпенсионеры смогут претендовать на алименты от своих взрослых детишек, пока не доживут до государственной пенсии.  

Видимо, так себе видят российские верхи идеальную социальную модель, сначала дети лет этак до 30–35 живут на алименты от родителей, а после 55–60 родители — на алименты, которые им будут платить дети. Стипендии и пенсии при такой модели семейного взаимофинансирование можно вовсе отменить. Роль государства сведётся к тому, что судьи будут штамповать постановления о выплате алиментов, если кто не захочет платить их добровольно. И тогда министр юстиции станет самым главным министром в правительстве. 

Кстати, вспомнила, когда последний раз слышала про министра Коновалова до его выступления на правительственном часе насчёт принудительного содержания студентов их собственными родителями. Он в фасонистом канотье гулял на вечеринке, приуроченной к Юридическому форуму, проходившему в Петербурге. Тогда, чтобы юристы могли беспрепятственно веселиться, для рядовых граждан целиком закрыли улицу Рубинштейна — одну из центральных, которая славится обилием недорогих баров, кафе и ресторанчиков. 

Теперь понятно, откуда такие богатые идеи у министра Коновалова. Он живёт в герметичном мире, где есть место кодексам и текстам законов, но нет места для обычных людей. Живёт под девизом, который выбрал для себя император Священной Римской империи Фердинанд I: Pereat mundus et fiat justicia — Пусть рухнет мир, но восторжествует закон. 

В герметичном мире трудно осознать, что буква закона не должна заслонять существо дела, а формальный подход к законотворчеству — судьбы реальных людей, с их зарплатами, стипендиями и пенсиями. 

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

один + десять =