Астану, то есть столицу Казахстана, переименовали в честь елбасы, то есть лидера нации. Теперь Астана — Нур Султан, а демократия в опасности. Не ожидали?
Вся лента FB в сплошном «елбасы». Прогрессивная общественность в прострации, в панике, в исступлении. Мало того, что Нурсултан Назарбаев вечный «елбасы» с 2010 года, то есть законодательно признанный лидер нации, так ещё и Астана теперь Нур Султан. Кошмар, авторитаризм и произвол!
Меня этот ажиотаж несколько удивил. Во-первых, в Казахстане ещё в начале нулевых все знали, что Астана рано или поздно станет Нур Султаном, так что никакая это не новость. Во-вторых, столица, названная в честь отца-основателя ещё при его жизни, никак не связана с демократией или её отсутствием, как Конституция никак не соотносится с севрюжиной с хреном, хотя, как заметил всеведущий Михаил Салтыков-Щедрин, «хотеться может и того, и другого».
Признаюсь, я Астану, ныне Нур Султан не видела, точнее — видела только в виде макета в алма-атинском аэропорту. Мираж из белоснежных башен был поставлен на вращающуюся платформу и укрыт прозрачным куполом. Зато слышала про Астану, ныне Нур Султан много. В старой столице всегда судачат про столицу новую.
Среди алма-атинцев бытовала — наверное, бытует и сейчас — легенда, будто бывший теперь президент Казахстана ещё молодым студентом-металлургом сходил к гадалке, не испугавшись испортить партийно-комсомольскую карьеру, а та открыла ему его будущее, усыпанное алмазами и изумрудами. Самое драгоценное предсказание было о новом городе, который будет краше всех других казахстанских городов и станет самой блистательной столицей Центральной Азии, а, может, и всей Азии. И построит этот город он — Нурсултан Назарбаев.
Легенда, она и есть легенда. Но факт остаётся фактом: постаревший Нурсултан стал президентом независимой республики, чего никак не могла угадать женщина, лишённая дара прорицания, и теперь получил возможность самолично принимать любые решения. В том числе о возведении новой столицы. И возвел её, и переехали все эшелоны казахстанской власти на север, с сундуками, баулами и чемоданами в будущий Нур Султан.
Официально гражданам было объявлено, что новой, освободившейся от «старшего брата» республике необходим более перспективный престольный град. Алма-Ата зажата горами, расти вширь не может, земли не хватает, задыхается от смога, страдает от землетрясений, страшится селей, да к тому же расположена на самом краешке державы, а как писал ещё Дидро Екатерине II, иметь столицу на окраине империи, «…всё равно, что иметь сердце под ногтем мизинца». Писал, кстати, по поводу Петербурга, но это, к слову. Столицу переместили ближе к центру Казахстана, в бывший Целиноград, на тот момент Акмолу, что в переводе означало «Белая Могила»…
Помимо легендарной и официальной версий переезда столицы из Алма-Аты в Астану есть другие.
Идеалистическая: Назарбаев, как Петр I решил оставить в прошлом все грехи прежней власти, из которой сам вышел, как русская литература из гоголевской шинели. С помощью переезда он хотел очистить власть от коррупции, бюрократизма, волокиты и прочего наследия СССР. Начать историю страны с чистого листа, без отягчающего анамнеза.
Идеалистов мало. В благие намерения властей предержащих верят не все, особенно те, кто общается с астанинскими, теперь нур султанскими чиновниками.
Ещё одна версия — конспирологическая. Сегодня бывший, а тогда вполне себе действующий президент Назарбаев захотел во что бы то ни стало (а расходы должны были быть большие) избавиться от политической оппозиции. Алма-Ата – интеллектуальный центр, именно здесь вызревает демократический ответ авторитарной власти, а с глаз долой — из сердца вон. Если врага не видно, он для автократа не существует.
Рядовые горожане решение о переносе столицы из благоустроенной Алма-Аты фактически в голую степь восприняли по-разному. С облегчением: чиновники дальше, горожанам легче. Перестали перекрывать улицы для кортежей, меньше стало пробок и вообще спокойнее. Все преимущества большого города без столичных минусов.
Распухла и укрепилась местная алма-атинская гордость: «Мы всё равно главнее, умнее, образованнее». Алма-Ата была, есть и будет бюджетообразующим городом. Здесь всё — промышленность, инфраструктура, удобства. И никуда это не денется. Не увезёшь родной земли на подошвах сапог, линии электропередач и телефонные кабели с собой не захватишь. Природные красоты — тоже.
Презентация новой столицы Казахстана состоялась 6 мая 1998 года. Переезжать туда не хотели. Но по мановению руки Нурсултана Назарбаева из гористой живописной местности в почти голую степь перебрались около полумиллиона человек. Все, кто был обязан подчиняться, — подчинились. Парламент, правительство, Верховный суд.
Поезда и самолёты на маршруте Астана–Алма-Ата были набиты битком. Особенно по понедельникам и пятницам. Чиновный люд выходные проводил на бывшей Родине. Жёны в Астану не поехали, жёнам там делать нечего. И детям нечего. И старикам плохо. Это стало причиной огромного числа разводов. А кое-кто обзавелся второй семьей, по старому обычаю. Младшая жена по будням. Старшая с детьми — по выходным.
Вслед за чиновниками потянулись на север наиболее активные представители малого и среднего бизнеса — открыли в новой столице парикмахерские, магазины, кафе, гостиницы…
Долго сопротивлялись переезду в новую столицу посольства и представительства крупных банков и зарубежных компаний, в том числе нефтяных. Кому захочется уезжать из уютной и обжитой Алма-Аты ради новых непонятных хором, хотя всем по «статусу» столичным жителям были выделены гигантские земельные участки в Астане?
В Астане климат — в страшном сне не увидишь. Зимой — морозы до минус сорока, ветры такие, что человека и даже машины сдувает. Летом — жара, тени нет, деревья в степи растут плохо. И болото. Комары роятся размером со стрекоз, толстые джинсовые рубашки прокусывают и хоть бы хны.
Новую столицу почти признали только лет через семь. В Алма-Ате было два вокзала: с традиционным для СССР названием Алма-Ата-1 и Алма-Ата—2 — Астану стали называть Алма-Ата-3.
Перебирались на новое место долго. Но Назарбаев был неумолим. Уговаривал, выманивал, выталкивал всех из благодатной Алма-Аты в суровую Астану. Вгрызались в болотистую почву новой столицы бульдозеры — в результате отстроили посольство США и других важных стран. Заблестел свежей краской заново отстроенный посольский городок. Построили астанинский, теперь нур султанский океанариум, самый удаленный от океана океанариум в мире. Долгое время в новой столице не было театра оперы и балета, и Назарбаев летал в Алма-Ату, чтобы послушать оперу. Но отстроили и театр, открыли в 2013 году.
Когда Назарбаев затеял историю с новой столицей, многие смеялись: за семь верст киселя хлебать, никогда Акмолинская дыра не станет столицей, даже названия для неё не придумали. Астана в переводе с казахского означает просто «столица». Но уже тогда ходили слухи, что столица под названием «столица» — временное недоразумение и, когда уйдёт Назарбаев, город назовут в его честь Нур Султаном. Так и произошло.
Это был секрет полишенеля, так что непонятно, отчего так всполошились поборники демократии? Название города к демократии имеет такое же отношение, как фламинго к наводнению в Мозамбике.
Все после переименования бросились поминать советские Троцк, Свердловск и Ленинград: мол, проступают на теле нового Казахстана родимые пятна советского прошлого. Автократия она и в независимом Казахстане автократия. Отчего-то забываются бесконечные Екатеринославы и Николаевы. Назвать город в честь правителя традиция древняя и почтенная, с демократией никак не связанная, также как с республиканскими традициями.
Когда новую столицу Североамериканских Соединенных штатов назвали Вашингтон, Джордж Вашингтон в этом городе жил и работал президентом. Заодно бдительно следил за тем, чтобы город отстроили на совесть. Место для президентского особняка, получившего известность как Белый Дом, он выбрал лично. Кстати, Джордж Вашингтон ещё и лично выиграл от утверждения города своего имени именно на Потомаке. Он был одним из крупнейших землевладельцев Виргинии.
Да, а благодарный Конгресс присвоил президенту Вашингтону звание «отца Отечества», Pater Patriae, если на латыни, по древней республиканской традиции, заведённой ещё когда Рим был республикой.
Чем не елбасы?
Юрий Смольянов
6 лет agoНароду Казахстана можно только посоветовать — не сотворите себе кумира. Как бы ни был хорош правитель. но и в нем всегда есть червоточина, которая нет-нет, да и проклюнется…
Barry
5 лет agoСовершенно случайное совпадение