Модест Мусоргский. Из Преображенского полка — в музыкальный

Исполнилось 180 лет со дня рождения Модеста Мусоргского. Его «Борис Годунов» и «Хованщина» вывели на мировую сцену не только русскую оперу, но и русский народ. 

 

«В большинстве лучших его созданий присутствует та искренность, та правда, то непосредственное чувство, которых не почерпнуть ни из каких книг, ни из каких изучений издалека. Надо было самому среди всего этого родиться, всё увидеть собственными глазами и собственными ушами. Надо было всё это перечувствовать не с чужих слов, а собственною душою», — так писал В. Каратыгин в биографическом очерке «М.П. Мусоргский» (1916), размещённом на портале Президентской библиотеки.  

Родился будущий композитор в семье небогатого помещика Петра Мусоргского. Детство провёл в имении на Псковщине, среди озёр и лесных чащоб. Широта кругозора матери и врождённый талант самого Модеста помогли ему не пропасть в этой глуши. 

В семье с детьми занимались чтением, иностранными языками и музыкой. В доме стояло старенькое пианино, и уже к семи годам Модест играл на нём сочинения Листа небольшого объёма. А в девять лет исполнял концерты посложнее. Казалось, музицирование давалось ему легко, однако прилежностью подрастающий отрок не отличался. Сольфеджио, надоевшие гаммы вызывали у него отторжение. Хотелось не «долбить» музыкальную грамоту, а играть музыку! Музыку он всегда любил, охотно импровизировал. 

Колючий, упрямый, готовый до конца стоять на своём Модест был таким с детства. «Хороший вояка выйдет!», — говорили старшие в роду мужчины.  

Все Мусоргские происходили из древнего дворянского рода и по достижении должного возраста надевали военный мундир. Не избежали этой участи и последние отпрыски Мусоргских Модест и Филарет. Как только Модесту исполнилось десять лет, его со старшим братом отвезли в Петербург, где зачислили в Школу гвардейских прапорщиков  привилегированное военное училище. После окончания училища семнадцатилетний Модест был определён на службу в Преображенский гвардейский полк. Впереди маячила блестящая карьера военного, но совершенно неожиданно юноша написал прошение об отставке.  

По мнению окружающих, повод был ничтожный: один из товарищей в полку познакомил Модеста с композитором Александром Даргомыжским. Молодому, но уже известному музыканту хватило нескольких минут, чтобы оценить уровень игры Модеста на фортепиано, а главное — его темпераментные свободные импровизации и незаурядный талант. Откровенное одобрение «маститого» Даргомыжского окончательно укрепило мысль Модеста выйти в отставку. 

«Друзья отговаривали его,  читаем в упоминавшейся выше книге «М. П. Мусоргский» ссылались на Лермонтова, вышедшего из той же школы, и продолжавшего оставаться гусарским офицером, и быть великим поэтом, невзирая ни на какие дежурства по полку и на гауптвахты, на разводы и парады. Мусоргский отвечал: То был Лермонтов, а то я; он, может быть, умел сладить и с тем, и с другим, а я  нет; мне служба мешает заниматься музыкой, как мне надо» 

Он вышел в отставку весной 1859 года двадцати лет от роду. 

В доме у Даргомыжского Мусоргский познакомился с Цезарем Кюи, сыном обрусевшего француза, молодым офицером, недавно окончившим Инженерное училище, но уже бесповоротно присягнувшим музыке. Кюи, в свою очередь, познакомил Модеста с Милием Балакиревым, собравшим вокруг себя «Могучую кучку» молодых талантов, покорявших слушателей «новою самобытною русскою музыкальною силою. Эти три талантливых юноши сошлись необыкновенно близко, потому что для всех трёх одинаково музыка была первым делом на свете, в котором они так ревностно стремились реализовать себя»,  говорится в третьем томе (кн. 5/6) «Вестника Европы» (1881). Не прославиться, не разбогатеть, а именно реализовать себя, поскольку, по выражению Мусоргского, «искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель!». 

Балакиревский кружок всё разрастался, причём новые его участники (Николай Римский-Корсаков, Александр Бородин) не уступали «старикам» в одарённости, мощи и самобытности. Однако Мусоргский выделялся даже на этом блестящем фоне. Все знали, что он пишет музыку на стихи Николая Некрасова и Александра Островского, но вот появился цикл романсов неизвестного автора  со временем выяснилось, что им был сам Модест Петрович. Он был и литературно одарён, поэтому впоследствии нередко сам брался за либретто к своим операм. По совету литературоведа Владимира Никольского, композитор приступил к работе над оперой на сюжет поэмы Пушкина «Борис Годунов» по собственному либретто. 

В 1874 году премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге. Успех был грандиозный! 

В 1873 году Мусоргский начал работу над «народной музыкальной драмой» «Хованщина», её сюжет был предложен критиком Василием Стасовым. Вчерне опера была закончена летом 1880 года, но лишь после смерти Мусоргского «Хованщина» была окончательно инструментована Римским-Корсаковым. 

Заметно освежили отечественный музыкальный Олимп десять музыкальных иллюстраций Мусоргского к акварельным рисункам художника Виктора Гартмана «Картинки с выставки»  это были виртуозные пьесы для фортепиано. 

В 1876 году Мусоргский задумал написать лирико-комедийную оперу «Сорочинская ярмарка» на сюжет повести Николая Гоголя. Над ней он работал до конца жизни, но закончить её так и не сумел  тяжёлое материальное положение заставило композитора поступить на службу в ревизионную комиссию Государственного контроля, где он прослужил до самой смерти в марте 1881 года. Ему было всего 42 года. 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

одиннадцать + 10 =