Исполнилось 205 лет со дня рождения Тараса Шевченко, крупнейшего национального поэта Украины. К этой дате Президентская библиотека подготовила обширную коллекцию «Т.Г. Шевченко (1814–1861)».
Материалы этой коллекции были предоставлены в том числе Национальной Исторической библиотекой Украины и Днепропетровской областной универсальной научной библиотекой. Коллекция включает в себя сочинения Тараса Шевченко; монографии, очерки и статьи, посвящённые его жизни и творчеству, а также материалы, связанные с увековечением его памяти. Издания представлены на русском и украинском языках.
Структурно коллекция представляет собой богато укомплектованные разделы: «Произведения Т. Г. Шевченко», «О Т. Г. Шевченко», «Биографические материалы, литературная критика и публицистика», «Т.Г. Шевченко — художник и археолог», «Память о Т.Г. Шевченко».
«Родился будущий поэт в селе Моренцы Звенигородского уезда в семье крепостных, — рассказывает Пётр Альтман в электронной копии книги «Т.Г. Шевченко» (1939) из фонда Президентской библиотеки. — От своего деда Ивана Шевченко не раз слышал Тарас рассказы о народном гневе, борьбе против польской шляхты, о народном движении, вошедшем в историю под названием «Колиивщина».
Маленький Тарас любил воспоминания и песни своего деда о прошлом, они глубоко запали в детскую душу, он их потом использовал при написании поэмы «Гайдамаки». Про «бедную украинскую хату с почерневшей соломенной крышей», где провёл детские годы Тарас Шевченко, крепостной помещика Энгельгардта с репутацией чудовищного сатрапа, пишет и Михаил Зощенко в книге «Тарас Шевченко».
В «Дневнике» (1939) Тараса Шевченко автор вступления отмечает: «На восьмом году, лишившись отца и матери, приютился он у дьячка в школе в виде школяра-попыхача. По многотяжком двухлетнем испытании прошел он грамотку, часословец и, наконец, Псалтырь. Дьячок, убедившись в крепости ума ученика, посылал его вместо себя читать Псалтырь по усопших крепостных душах, за что и платил ему десятую копейку, яко поощрение». Но однажды в ночь, когда «спартанец-учитель» со своим другом были мертвецки пьяны, школяр-попыхач без зазрения совести сбежал от своего наставника и благодетеля, напоследок исхлестав его берёзовым веником».
Энгельгардт часто выезжал в Киев, Вильно и другие города и брал с собой «казачка» Тараса, в обязанности которого входило сидеть и ждать, когда пану понадобится подать трубку или стакан воды. «Как-то в Вильно, — пишет в упоминавшейся выше книге «Т.Г. Шевченко» исследователь Альтман, — Тарас зажёг свечу и стал срисовывать с лубочной картины казака Платова и так увлёкся, что не заметил, как вошёл хозяин. “Он жестоко выдрал меня за уши и надавал пощёчин, — писал позже Шевченко. — На следующий день он приказал кучеру Сидорке выпороть меня хорошенько, что и было выполнено с надлежащим усердием”».
В начале 1831 года Шевченко с обозом Энгельгардта прибыл в Петербург. Помещик, желая иметь по тогдашней моде собственного домашнего живописца, «законтрактовал» Тараса на четыре года к «разных живописных дел мастеру» маляру Ширяеву. Тяжело жилось парню у нового хозяина. Обитал он на чердаке, питался плохо и выполнял тяжёлые работы.
«Единственным утешением и наслаждением, — пишет Альтман, — были светлые петербургские ночи, когда Тарас ходил в Летний сад и рисовал там с натуры. За этим занятием застал его летом 1835 года украинский художник Иван Максимович Сошенко, живший в Петербурге. Они подружились. С помощью Сошенко Тарас познакомился с секретарём Академии художеств Григоровичем, а через некоторое время и с известным русским поэтом В. Жуковским, русскими художниками К. Брюлловым и О. Венециановым. Блестящий талант самоучки Шевченко удивлял и очаровывал их. Было также очевидно, что крепостная зависимость от самодура-помещика губит его талант, и нужно добиться его освобождения…».
Владимир Друнин в издании «Тарас Шевченко» (1928) продолжает историю освобождения самородка из Малороссии от крепостной зависимости:
«Жуковский и Брюллов обратились к Энгельгардту с просьбой отпустить Шевченко на волю, чтобы таким образом сделать возможным его поступление в академию. Но Энгельгардт потребовал за его освобождение 2500 руб. Таких денег ни Брюллов, ни Жуковский заплатить не могли. По словам Сошенко, Тарас тогда особенно чувствовал горечь своего положения крепостного раба, а когда услыхал об отказе Энгельгардта отпустить его на волю, то грозился убить его. Брюллов сам ходил к помещику, но жадный сатрап всё набивал цену и потешался над доводами художника. Брюллов заявил, что Энгельгардт “самая большая свинья, с которой он когда-либо встречался”».
Друзья изыскали-таки способ найти деньги. Брюллов написал прекрасный портрет Жуковского. Его разыграли в частной лотерее, и за вырученные 2500 рублей купили Шевченко свободу. Этот произошло 22 апреля 1832 года.
Как оказалось, украинский художник в не меньшей степени был гениальным поэтом, стихийно осознававшим силу правдивого художественного слова. «Я и сам думал, — писал Тарас Шевченко в 1857 году, — что живопись — моя будущая профессия и насущный хлеб, но вместо того, чтобы изучать глубокие таинства живописи под руководством такого учителя, как бессмертный Брюллов, я задумывался и лелеял в сердце своём кровожадных “Гайдамаков”. Передо мной расстилалась степь, усеянная курганами. Предо мной красовалась моя прекрасная, моя бедная Украина во всей непорочной, меланхолической красоте своей….». Эти слова художника и поэта приводит в книге «Тарас Шевченко» Друнин.
В 1840 году вышла первая книга Шевченко «Кобзарь». В неё вошли широко известные стихи «Думы мои, думы», «Катерина», «Для чего мне чёрны брови»… Бесспорно, книга стала выдающимся событием как для русской, так и для украинской литературы — «так это было сильно, оглушительно, необычайно и действенно», — пишет Зощенко в книге «Тарас Шевченко».
Нашлись, однако, критики, и серьёзные, Белинский в их числе, которые отказали «мужицкому поэту» в праве принадлежности к поэтическому Парнасу. И только прозорливец Добролюбов, не оглядывавшийся на авторитеты, написал о Шевченко: «Он — поэт совершенно народный, такой, какого мы не можем указать у нас. Даже Кольцов не идёт с ним в сравнение… У Шевченко весь круг его дум и сочувствий находится в совершенном соответствии со смыслом и строем народной жизни. Он был больше, чем украинец; бывший крепостным, он встал вровень с просвещённым русским. Он вышел из народа, жил с народом, и не только мыслью, но и обязательствами жизни был с ним крепко и кровно связан».
О люди бедные земные!
Зачем же нужны вам цари?
Зачем же нужны вам псари?
Ведь люди ж вы, а не борзые! — восклицал Шевченко.
Такая поэзия не могла пройти мимо ведомства Бенкендорфа императора Николая I. В 1848 году Тараса Шевченко «за сочинение возмутительных и в высшей степени дерзких стихотворений» отправляют в ссылку рядовым в Оренбургский отдельный корпус, — писал Александр Скворцов в издании «Жизнь художника Тараса Шевченко» (1929). Николай I строго предписал: «Под строжайший присмотр, запретив писать и рисовать».
«Несколько месяцев поэт сидел в Орской тюрьме в ужасных условиях, без всякой надежды на то, что к нему отнесутся снисходительно, — отмечает Зощенко в книге «Тарас Шевченко». — Последовавший за всем этим вердикт подтвердил опасения узника: “Отправить Шевченко в места ещё более отдалённые, в Новопетровское укрепление, и там держать его под строжайшим надзором, без права переписки, тем более без права писать и рисовать”».
В 1855 году умер Николай I. Петербургские друзья делают всё, чтобы освободить Шевченко от солдатчины. Осенью 1857 года Тарас Григорьевич оставил место ссылки. «Но чувство тоски его не покидало, — отмечает Зощенко, — семь лет назад его везли в Новопетровский порт, и он был молод и силён. Сейчас та же лодка увозила на вольный берег седого угрюмого старика».
В Петербург Шевченко вернулся в 1858 году, где его ждали друзья — художники, литераторы, издатели; его наперебой приглашали в знатные столичные дома, сообщает журнал «Исторический вестник». После одного из таких посещений Тарас Григорьевич счёл нужным записать в своём «Дневнике»:
«Н.Д. Старов прислал М. Лазаревскому написанное слово, сказанное им в мою честь на обеде графини Н.И. Толстой. Как вещь, дорогую для меня, заношу его в мой журнал.
“Признательное слово Т.Г. Шевченку.
Несчастие Шевченка кончилось. А с тем вместе уничтожилась одна из вопиющих несправедливостей. Мы не нарушим скромности тех, чьё участие способствовало этому добру… Мы скажем, что нам отрадно видеть Шевченка, который среди ужасных, убийственных обстоятельств, в мрачных стенах казармы смердячей, не ослабел духом, не отдался отчаянию… Шевченка своими страданиями поддержал то святое верование, что истинно нравственную природу человека не в силах подавить никакие обстоятельства!.. 12 апреля 1858 Н. Старов”».
Увы, счастье насладиться в полной мере свободой, общением с друзьями, возможностью строить творческие планы было недолгим. В 1860 году Тарас Григорьевич Шевченко скончался от тяжёлой болезни.
«Всей своей жизнью, всей своей поэзией Шевченко показал, как может быть силён и мужествен человек, как он может быть неподкупен, как велика его честность, как страшен его гнев и как непреклонна его воля к свободе и независимости, — писал Михаил Зощенко в книге «Тарас Шевченко» (1939) из фонда Президентской библиотеки. — Всей своей жизнью и работой он показал, какие чудовищные преграды может преодолеть человек для достижений своей цели. Жизнь Шевченко — это повесть о том, что такое искусство, как оно велико, какие препятствия оно может преодолеть и какой страх оно может внушить врагам».
Так писал Тарас Шевченко
Широкий Днепр ревет и стонет,
Сердитый ветер листья рвет,
К земле все ниже вербы клонит
И волны грозные несет.
В ком нет любви к стране родной,
Те сердцем нищие калеки…
И серое небо, и сонные воды…
Вдали над берегом поник
Без ветра гнущийся тростник,
Как пьяный… Боже, гибнут годы!
И в самых радостных краях
Не знаю ничего красивей,
Достойней матери счастливой
С ребёнком малым на руках.
Удивительный народ наши мужики: не припугни его, так ничего и не будет. |
…Самая скучная и монотонная история — самого счастливого народа. |