315 лет назад в Петербурге был основан Летний сад. К этой дате Президентская библиотека представила богатую электронную коллекцию, в которой собраны открытки, картины, фотографии…
История создания царской летней резиденции на Неве подробно описана в раритетном издании Сергея Князькова «Картины по русской истории» (1913).
Кроме того, на портале Президентской библиотеки можно открыть более 40 комплектов и отдельных открыток — например, набор фотографий «Скульптура Летнего сада», — живописующих отдельные уголки и неожиданные ракурсы этого прекрасного сада, созданного по велению государя на левом берегу Невы, чуть наискосок от Заячьего острова.
«Нынешний Летний сад — небольшой остаток того, что было, — резюмирует исследователь Северной столицы Сергей Князьков. — Летний сад петровских времён занимал всё пространство между Мойкой и Фонтанкой от Невы до Невского проспекта» Место для летнего дома и сада, с точки зрения Петра, идеальное. Оно с трёх сторон окружено водой. К тому же территория изначально была обустроена в голландском стиле, стоял дом с хозяйственными постройками и небольшой сад.
По приказу Петра I, работам был придан грандиозный масштаб. Уже в начале июня 1704 года, всего через год после основания Северной столицы, из Европы потянулись в Петербург подводы с цветами и саженцами для царского сада. Строился Летний дворец для Петра, устраивались первые фонтаны, на реке поставили «водовзводное колесо». Стараниями иностранных и русских и мастеров — таких, как Иоганн Яфтман, которого на русский манер звали Иваном Яковлевым, — а также благодаря неиссякаемой энергии Петра уже к 1715 году сад был наилучшим образом благоустроен, украшен скульптурами и фонтанами и стал любимым местом собраний и пиршеств, которые любил устраивать царь, «когда потехе не мешали дела».
«В обществе царь Пётр обыкновенно был весел, обходителен, разговорчив и беседу любил весёлую, непринуждённую, умную, — читаем в уже упомянутой книге «Картины по русской истории». — Он очень не одобрял ссор и заносчивости среди своих гостей и тех, кто “лишнее врал и других задирал”»
В Летнем саду обычно торжественно праздновался день именин царя и предшествовавший им день «преславной виктории» — военно-морской победы над шведами. Праздник начинался около пяти часов вечера. К этому времени на обширной лужайке сада, Царицыном лугу (позже было переименовано в Марсово поле), выстраивались Преображенский и Семёновский полки. Царь угощал солдат, собственноручно преподнося им в деревянных чашках вино и пиво.
«Расскажу по порядку всё, что там есть замечательного, — повествует Князьков, — с северной стороны, у воды, стоят три длинные открытые галереи, из которых длиннейшая средняя, где всегда при больших торжествах, пока ещё не начинались танцы, становится стол со сластями. В средней галерее находится мраморная статуя Венеры, которою царь до того дорожит, что приказывает ставить к ней для охранения часового. Против этой галереи аллея — самая широкая во всём саду; в ней устроены красивые фонтаны, бьющие довольно высоко. Вода в них проводится в бассейны из канала с помощью большой колёсной машины»
«Гулянье в Летнем саду и другие празднества происходили при точном соблюдении изданных в 1718 году правил о том, как следует устраивать ассамблеи, — подчёркивает исследователь, один из крупнейших краеведов в истории Петербурга. — В этих правилах было сказано, что “ассамблея” — слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать — вольное, в котором доме собрание или съезд делается и не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде поговорить, также и слышать, что где делается. А каким образом оныя ассамблеи отправлять, определяется ниже всего пунктом, покамест в обычай не войдёт: “В котором доме ассамблея имеет быть, то надлежит письмом или иным знаком объявить, куда вольно всякому притти, как мужскому, так и женскому полу”; “Ранее пяти или четырёх не начинается, а долее десяти пополудни не продолжается” и др.»
Вывод из этой приятной прогулки по Летнему саду автор книги Сергей Князьков делает совсем не праздный: «Ассамблеи, общественные собрания, маскарады, торжественные обеды в честь славных событий царствования, заведённые Петром Великим, имели огромное воспитательное значение для того времени, создавали самую общественную жизнь, приучали людей быть и веселиться вместе. Так незаметно у царя Петра из потехи вытекало большое дело, создавались “людскость и политес” в замкнутом и разъединённом русском обществе, каким оно было в московские времена»
…С тех пор прошло более трёх столетий. И всё же время не властно над истинной красотой. Как написал некогда Самуил Маршак:
Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад — Онегина глава
…А там еще живёт петровский век
В углу между Фонтанкой и Невою…