Reuters сравнило ежегодный доклад Госдепартамента США с аналогичным докладом, выпущенным в канун вторжения в Ирак. Разница лишь в том, что теперь демонизируют Иран. Значит, снова война?
С тем, как это сделало информагентство Reuters, может ознакомиться любой желающий.
Правда, чтение скучноватое. Эти доклады американского Госдепа и называются скучно: «О соблюдении соглашений и обязательств в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения». Выпускаются они ежегодно. Нынешний появился в апреле. Если коротко, там занудно-бюрократическим языком излагаются претензии и озабоченности Вашингтона.
С той же регулярностью эти доклады комментируют в МИД России, разъясняя, насколько они лукавы, манипулятивны и ангажированы.
Эти стандартные чиновные процедуры в Вашингтоне и Москве редко оказываются новостью для больших информационных игроков масштаба Reuters. Но только не нынче.
Именно Reuters ещё в 2017 году, когда Дональд Трамп начал весьма экстравагантно клеймить журналистов как «одних из самых бесчестных людей на Земле», призвало своих сотрудников писать «об имеющем значение для жизни людей и предоставлять факты, которые помогут им принимать лучшие решения, а не влезать в ненужные конфликты, не подвергаться запугиванию и не сгущать красок». И вот теперь, не сгущая краски, то же агентство рассказывает нам, что действующая администрация США ведёт себя примерно так же, как администрация Джорджа Буша-младшего вела себя в канун нападения на Ирак. В канун войны, которая обернулась гибелью миллионов и страданиями сотен миллионов людей на Ближнем Востоке.
Reuters пишет сухо, как положено большому серьёзному информационному агентству. Ссылается на источники, иногда не названные или пожелавшие остаться анонимными. Рассказывает, как тогда и сейчас пытаются преувеличить и сфабриковать данные, политизировать информацию разведки и подтолкнуть читателя к нужным выводам, чтобы представить картинку страшнее, чем она есть на самом деле, и демонизировать Иран.
О том, что скрывается за глаголами «политизировать», «демонизировать» и «манипулировать», можно увидеть в злосчастном Ираке, который превратился в руины и до сих пор не оправился. И до этого состояния его довели события, последовавшие вслед за таким же докладом, который привёл к вторжению американских войск.
В докладе 2002 года говорилось, что по данным разведки, вроде бы заслуживающим доверия, у коварного Саддама Хусейна имеется оружие массового поражения, как биологическое, так и химическое, которое этот опасный и непредсказуемый человек может в любой момент использовать против цивилизованного человечества.
Дабы аргументы выглядели более весомыми тогдашний глава Госдепа Колин Пауэлл даже размахивал пробиркой с макетом «сибирской язвы». Эта пробирка служила, по мнению мистера Пауэлла, наглядным доказательством того, насколько опасен Ирак во главе с Саддамом. Глава Госдепа смотрелся очень эффектно. Многие до сих пор считают, что это была настоящая сибирская язва. Очень может быть, что даже сам Колин Пауэл тогда в это верил.
Типичная ловушка мышления.
Все мы знаем, что любой человек слышит в первую очередь то, что он хочет услышать, а также то, чего ожидает услышать, неважно, с удовольствием или со страхом. Все остальное игнорируется, отфильтровывается, пропускается мимо ушей.
В случае с Ираком в 2003 году, а может и с Ираном в 2019-м, в типичную ловушку мышления попались не банковские клиенты, нервные молодые мамаши или покупатели интернет-магазинов, а супер-профессионалы из разведки, матёрые генералы и политические тяжеловесы.
Что, собственно, произошло до того, как был опубликован доклад об ужасном Саддаме, прячущем в иракских пустынях передвижные лаборатории по производству ОМП, как биологического, так и химического?
…Всё началось в 1999-м, когда в одном из пунктов по приёму беженцев в Германии появился человек из Ирака с красивым именем Рафид Ахмед Алуан ал-Джанаби. Он собирался просить убежища в этой стране, а заодно сообщил, что по образованию инженер-химик, чем немедленно заинтересовал БНД.
Вызванный на допрос сообразительный араб моментально смекнул, почему им заинтересовались спецслужбы и как можно использовать выпавший ему «джек-пот». Он красочно расписал свои студенческие успехи, а также причастность к саддамовским программам по производству ОМП, в частности к мобильным лабораториям по производству всяких заринов-табунов-хлорцианов, а также африканской бубонной чумы.
Немцы не слишком поверили говорливому арабу, но поделились информацией с коллегами из ЦРУ и МИ5. Те отнеслись к его данным серьёзно. Стали перепроверять. Нашёлся ещё один проситель убежища — якобы офицер иракской разведки Мухаммад Харит, который заявил, что именно ему принадлежит идея создания мобильных лабораторий. Для этих целей он якобы лично заказал семь грузовиков «Рено». А потом сбежал из Ирака в Иорданию и там связался с американцами, опять же в расчёте на пособие и прочие преференции. Вскоре выяснилось, что он врёт.
Нельзя сказать, что перебежчики были единственными источниками информации. ЦРУ через всевозможных посредников перепроверяло информацию про «мобильные базы ОМП» — контактировали с действующим главой МИД Ирака, расспрашивали тогдашнего главу иракского «Мухабарата», то есть разведки. Те наличие ОМП, да ещё в промышленных количествах отрицали. Аналитики ЦРУ пришли к однозначному выводу: высокопоставленные чиновники из Багдада лгут ради интересов босса, а скромные просители убежища говорят правду, только правду и ничего кроме правды.
Так абсолютно лживая информация попала в ежегодный отчет Госдепа, а потом и в ООН вместе с муляжом пробирки и сибирской язвы.
Потом было вторжение. По всему Ираку провели тотальный шмон, всю страну перетряхнули, как пограничник известного наркокурьера. Выяснилось, что Саддам не сумел сберечь даже то, довольно примитивное оружие массового поражения, что было у него в начале 1990-х и которое он использовал в войне с Ираном на глазах молчащего цивилизованного человечества.
Все пробирки и доклады оказались ложью. В Великобритании даже целого лорда по имени Робин Батлер выделили для расследования результатов вторжения в Ирак. Лорд пришёл к выводу, что у Саддама «не было значительных, а возможно и никаких запасов химического и биологического оружия, достаточных для ведения боевых действий, а также не разрабатывались планы по их применению». Но при этом, по мнению лорда, Джордж Буш и Тони Блэр ни в чём не виноваты, поскольку «искренне верили в то, что у Саддама есть что-то опасное», а о том, что сведения об ОМП в Ираке «спорадические, фрагментарные и малодостоверные», в докладе, который они читали, не упомянули, вероятно, чтобы не утяжелять текст. Никто не лгал, не фальсифицировал данные разведки, все искренне и добросовестно делали всё возможное для страны в условиях чрезвычайно сложной ситуации противостояния с опасным Саддамом.
Вот только одно смущает: ЦРУ с самого начала дало перебежчику с длинным именем Рафид Ахмед Алуан ал-Джанаби, автору такой полезной для вторжения в Ирак сказочки про мобильные фабрики по производству ОМП, кодовое имя Curveball, в переводе — «Обманный бросок». Совпадение? Или ловушка мышления для президентов и премьер-министров была не случайным стечением обстоятельств, цепочкой ошибок и промахов, а сознательным или подсознательным желанием угодить начальству? Сделать так, чтобы оно услышало то, что хотело услышать. Ведь обмануть того не трудно, кто сам обманываться рад.
А если так, то очень может быть, что в апреле нынешнего года мир опять заманивают в очередную ловушку мышления, на этот раз относительно Тегерана. Не случайно на рутинный доклад бюрократов из Госдепа обращает внимание агентство, решившие в случае с администрацией Трампа писать только «об имеющем значение для жизни людей и предоставлять факты, которые помогут им принимать лучшие решения, а не влезать в ненужные конфликты, не подвергаться запугиванию и не сгущать красок».