В петербургской Елизаветинской больнице открылась фотовыставка «Бессмертный медсанбат». С инициативой провести такую экспозицию выступил Санкт-Петербургский Медико-социальный институт.
Со стен фойе актового зала на первых посетителей смотрели медики Великой Отечественной войны. Санитарки и сандружинницы, медсёстры, врачи… Напряжённые, строгие лица. Эти глаза видели столько боли, страданий, мужества и столько радости, когда удалось вылечить ещё одного бойца.
Совсем недавно, в апреле, организаторы нового общественного движения попросили всех, кто может, присылать снимки ныне здравствующих или уже ушедших из жизни ветеранов-медиков. С инициативой выступил Медико-социальный институт. Но его тут же поддержали Елизаветинская больница и Региональная общественная организация «Врачи Санкт-Петербурга».
Обращение было размещено в социальных сетях, на сайте «Мозгократия». И буквально на следующий день по указанному адресу посыпались военные и послевоенные фотографии. Электронные письма со снимками приходили из Петербурга и Москвы, из самых дальних российских посёлков и Германии, из Израиля, Прибалтики. Так не имеющая аналогов акция в считанные дни стала международной.
В годы Великой Отечественной на фронтах и в тылу трудились сотни тысяч медиков. В блокадном Ленинграде ни на один день не прекращала работу скорая помощь, фельдшеры и врачи под бомбёжками и обстрелами выезжали, чтобы помочь обессиленным ленинградцам. Десятки тысяч медиков были рядом с солдатами и командирами непосредственно в бою. Статистики подсчитали: в 1941-м средняя продолжительность жизни санинструктора на передовой составляла 41 секунду! В целом за четыре года войны советские медики вернули в строй 72 процента раненых и 90 больных воинов.
В письмах, которые приходили организаторам нового общественного движения, подробно рассказывалось о том, что пришлось пережить и выстрадать героям, сохранявшим чужие жизни порой ценой собственной. Но были и такие письма, в которых не было ничего кроме имени — ветераны, как правило, не любят говорить о войне, и потому молодёжь мало знает о подвигах своих дедов.
Даже главный врач Елизаветинской больницы Сергей Петров, дед которого, попав в фашистский концлагерь, организовал там медпункт, выступая на открытии выставки, признался, что только теперь понял, как скупы его знания о предках, большинство из которых были врачами…
На открытии выставки присутствовали родственники медиков — солдат Великой войны. Одна из них, петербурженка Валентина Сильченко, слишком поздно узнавшая о возможности отправить фото родственников, но всё равно пришедшая, чтобы вглядеться в запечатлённые фотографами лица героев, рассказала:
— Мой свёкор был хирургом. В сорок четвёртом году, когда во время бомбёжки снаряд попал прямо в госпиталь, он прикрыл своим телом бойца, которого оперировал и — погиб. Вместе с ним погибли и три медсестры, которые ему ассистировали. А солдат выжил и спустя много лет, когда уже стал полковником, разыскал вдову хирурга и подарил ей планшет мужа, который хранил в память о человеке, спасшем его жизнь…
Стоявшие у стендов с фотографиями в почётном карауле кадеты 145-й школы слушали рассказ Валентины Николаевны, стараясь не пропустить ни слова. И по их лицам было видно: они запомнят то, что увидели и услышали, навсегда. И значит, военный медсанбат навсегда останется бессмертным…
Выставка будет открыта в течение месяца — до 29 мая, вход на неё свободный.