Николай Новиков. За свободу слова он заплатил свободой

275 лет назад родился Николай Новиков — один из тех просветителей, кто заставил нашу историю повернуть к гуманизму. В этом убеждают документы и редкие книги из фонда Президентской библиотеки. 

 

«Николай Иванович Новиков представляет в истории русской литературы и просвещения такую крупную величину, которую не могут обойти молчанием историки нашей культуры. Новиков не блещет какими-нибудь резкими поступками и яркими индивидуальными чертами: его сплошь и рядом даже не видно, как отдельную фигуру, он тонет в общественном деле, которое делает тихо, спокойно, систематически из года в год и которое ставит выше всего», — так характеризует знаменитого журналиста, издателя С. Усова в биографическом очерке «Н. И. Новиков, его жизнь и общественная деятельность» (1892), с которым можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки. 

«О детских годах Николая Ивановича мы имеем немного сведений, —сообщает С.Усова. — Знаем только, что он рос в благочестивой семье и сам был религиозен с раннего возраста. Грамоте учил его сельский дьячок, который, конечно, не мог передать ему никаких сведений, кроме уменья читать, да, может быть, с грехом пополам писать. Однако родители Новикова сознавали потребность в большем образовании для своего сына и в 1758 году отвезли его в Москву, где с 12 января 1755 существовал уже университет, а совместно с ним была основана дворянская гимназия». 

Благодаря службе в престижном Измайловском полку он лично участвовал в событиях 28 июня 1762 года, в результате которых к власти пришла Екатерина II, и даже был произведён ею в унтер-офицеры. Образованный и весьма начитанный юноша Николай Новиков был включён в число молодых людей, которым было поручено ведение протоколов в комиссии депутатов для сочинения проекта «Нового Уложения». Позднее Новикова назначили письмоводителем, его способности были очевидны для высшего чиновничества. 

Добросовестно выполняя свою новую работу, молодой человек открыл для себя все тяготы жизни простого народа: мастеров-строителей, торговцев, ремесленного люда и, конечно же, самого ущемлённого в своих правах сословия — российского крестьянства. Новое видение жизни заставило Новикова подать в отставку со службы. 

Он поставил своей целью защиту униженных сословий и порицание пороков знатных людей и решил, что наиболее успешно это можно делать средствами журналистики и литературы. 

В 1768 году Новиков, принимавший участие в литературных вечерах императрицы, на собственные сбережения издал первые свои сочинения. Это были сонет и переводы произведений французских авторов, дух свободолюбия которых войдёт в его плоть и кровь. 

В 1769 году Новиков приступил к выпуску своего первого журнала — «Трутень». В нём журналист высмеивал корысть и жестокость помещиков, льстецов всех мастей из разных сословий, судей, которые при принятии решений руководствуются не материалами дела, а собственной выгодой. Страницы журнала пестрели узнаваемыми типажами и явлениями, статьи были по-настоящему смелы, злободневны и сразу полюбились читателям. Как писал Н. Карамзин, «г. Новиков в самых молодых летах сделался известен публике своим отличным авторским дарованием: без воспитания, без учения писать остроумно, приятно и с целью нравственною» (эти слова приводятся в книге В. Боголюбова «Н.И. Новиков и его время» (1916), представленной на портале из фонда Президентской библиотеки). 

Николай Иванович счёл возможным критиковать и государственную политику, что привело к жёсткой полемике с журналом «Всякая всячина», который издавала сама Екатерина, постоянно спорящая в печати с неким Правдулюбовым (за этим псевдонимом скрывался издатель Новиков). Но силы спорящих были неравны, и уже в 1770 году «Трутень» был закрыт. 

Однако выход этих двух журналов и их публичная дискуссия способствовали резкому увеличению числа периодических изданий. В столицах появляются «И то, и сё», затем «Поденщина», «Смесь», «Приятное с полезным» и, наконец, «Адская почта». Новиков запускает журнал «Пустомеля», по своему содержанию это было ещё более смелое издание, поэтому и жизнь его оказалась ещё короче, чем у «Трутня». Потом были «Живописец» и «Кошелёк», который прихлопнули через два месяца. 

И тогда Новиков пошёл другим путем. В 1775 году он вошёл в состав масонской ложи, где был представлен практически весь дворянский цвет общества. Игнорируя мистическую составляющую масонства, литератор нашёл здесь поддержку своей просветительской деятельности. «Злоупотребление власти, ненасытность страстей в управляющих, презрение к человечеству, угнетение народа, безверие и развратность нравов: вот прямые и одни источники революции», — суммировал убеждения масонов, опирающихся на взгляды европейских философов, автор уже упоминавшегося издания «Н.И. Новиков и его время». 

Вместе со своим другом и соратником И.Г. Шварцем писатель учредил Дружеское учёное общество, которое впоследствии было преобразовано в Москве в Типографическую компанию. Она развернула бурную деятельность совсем на другом уровне обсуждения общественных проблем — с серьёзной философской подоплёкой. О журнале «Утренний свет», самом интеллектуальном масонском издании, говорили как о превратившем журналистику эпохи Екатерины в общекультурный феномен.  

Незаурядные организаторские способности Новикова сделали его типографию одной из лучших во всей Европе. К 1788 году в ней печаталось около половины всей книжной продукции России. Новиков открыл для читателей многие классические произведения как отечественных, так и европейских авторов. В 1772 году он издал труд, в который входили жизнеописания около трёхсот русских мыслителей. В 1783-м создал первую московскую публичную библиотеку, пользование которой было абсолютно бесплатным. 

Власть уже давно с негодованием поглядывала на масонов, чья общественная деятельность раздражала своими результатами, и ей решено было положить конец. 

«Масонство было терпимо, пока высокопоставленные лица занимались им для собственного развлечения и занимались им как игрушкой. На масонство не обращали особенного внимания, когда оно обратилось к работе внутреннего самоусовершенствования. Но масонство как частное общество с задачами общественного характера, как организованная общественная сила, располагавшая крупными денежными средствами, распространявшая через своих членов “сокровенные книги от Риги до донских страниц и крепкая внутренними убеждениями”, — это масонство было явлением неслыханным в русской жизни. Оно занимало слишком видную позицию, чтобы можно было дольше его игнорировать», — цитирует В. Боголюбов в издании «Н.И. Новиков и его время» один из очерков П.Н. Милюкова. 

В результате Екатерина приказла «Уничтожить это почтенное общество, из которого, окромя книг, несходных с православием, не выходило». На глаза власти попалась книга «История о отцах и страдальцах Соловецкиих», изданная, предположительно, в типографии Новикова. Эта книга и послужила поводом для его ареста. В Москве было найдено в продаже 20 книг, запрещённых в 1786–1787 годах и 48 книг, напечатанных без цензуры. 

В 1792 году издатель был заключён в Шлиссельбургскую крепость. Освободил Новикова Павел I в самом начале своего царствования. На аудиенции у государя Новиков получил уверения, что правительство сделает всё, чтобы дела издателя устроились: «Я даю тебе руку и слово, что и копейка твоя не пропадёт; дай только мне время и верь моему слову». 

Дела, однако, пошли совсем не так, как хотелось бы Новикову. Началась распродажа его имущества: за долги ушли его орловское имение, типографские станки, бумага, дом на Садовой. 

Николай Иванович Новиков умер в 1818 году в нищете. Журналист, отдавший свою жизнь борьбе за свободное общественное мнение, за реальную, а не продекларированную гласность, за право литераторов быть выразителями интересов народа. 

 

Так говорил Николай Новиков 

— Воспитание имеет три главные части: воспитание физическое; нравственное, имеющее предметом образование сердца, и разумное воспитание. 

— Иной русский разум гораздо превосходнее бывает заморского; но поелику оный не имеет ещё столько уважения и одобрения, как иностранный разум, то он часто от того тупеет. 

— Когда просишь милости, тогда правды говорить не надлежит. 

— Кто привык лгать, тому всегда надобно за собою носить большой короб памяти, чтоб одну и ту же ложь не переиначить. 

— Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания. 

— Улыбка всегда хороша, ибо она приоткрывает простой внутренний мир человека. 

— Худой человек всегда бывает и худой гражданин. 

— Человек, себя за ничто почитающий, не может к другим иметь никакого почтения и в обоих случаях являет низкость мыслей. 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

18 + 12 =