Искажение истории — тема IX Международного форума Победителей (Санкт-Петербург). Говорит Александр Чачия, один из спикеров форума, грузинский политолог, руководитель «Центра проблем глобализации»:
— Великая Отечественная война и её знаковые, судьбоносные вехи: оборона Москвы и Ленинграда, Сталинградская битва, сражение на Курской дуге, битва за Кавказ и, наконец, взятие Берлина, — скрепы, связывающими всё постсоветское пространство в единое целое. Мы все — народ-победитель.
Более того, совместная героическая борьба наших отцов и дедов — будущее реинтеграционных процессов. Этим и объясняются упорные попытки представить Великую Отечественную войну как незначительную часть Второй мировой. Так, недавно американский президент Дональд Трамп заявил: «Россия помогла нам уничтожить фашизм». Комментарии, я думаю, излишни.
Но и это ещё не всё. Находятся люди, которые пытаются убедить и наши народы, и мировую общественность в том, что войну наши отцы вели варварскими методами — не так цивилизованно, как американцы или англичане, и уж тем более французы, которые культурно, всей армией, сдались в плен, объявили Париж открытым городом и добросовестно обслуживали оккупантов, пока их не освободили союзники.
Разного рода деятели, говоря, например, об обороне Ленинграда, заявляют: город надо было сдать, чтобы и народ сохранить, и исторические здания спасти от разрушения. Неплохо бы этим умникам дать почитать дневник начальника Генштаба сухопутных войск Германии Франца Гальдера, где чёрным по белому записано: «Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землёй, чтобы полностью избавиться от населения этих городов».
К слову, призыв сдать Ленинград, и, объявив его по примеру Парижа открытым городом, жить безмятежно, как французы, содержался практически во всех листовках, которые сбрасывали нацисты на Ленинград во время блокады.
Вообще эти листовки — очень интересное чтиво. Главными врагами населения в них назывались чекисты, имеющие целью уничтожение всех горожан. Практически во всех выражалось соболезнование теряющим сыновей и мужей матерям и жёнам, содержались призывы не пускать мужчин на фронт, где они под напором НКВД вынуждены «защищать большевистскую власть, которая обрекает народ на гибель».
Солдат убеждали сдаваться в плен, не погибать ради той власти, которая уничтожила в репрессиях 3,5 миллиона сограждан — цвет нации.
Как видим, названное фашистами число репрессированных скромнее, чем цифры, приводимые некоторыми нашими историками и писателями. Но так или иначе, сравнивая содержание этих листовок с тем, что нам зачастую приходится слышать от разного рода деятелей, просто диву даёшься — один к одному! Воистину дело Геббельса живёт. Но, надеюсь, всё-таки не побеждает…
Вспомните, сколько за последние годы появилось книжек, кинофильмов, спектаклей и телепередач, тиражирующих эту геббельсовскую ложь. Поражения наших войск смакуются во всех подробностях. Победы упоминаются вскользь. И вся эта грязь льётся под лозунгом «правда о войне».
Одна загвоздка у этих правдолюбов — победа-то была за нами! Наши отцы одолели не только немцев, но всю объединённую под Гитлером Европу с её колоссальным потенциалом.
Как же так? Неувязочка получается?
Казалось бы, ответ очевиден. Но эти деятели нашли-таки объяснение. Оно сводится к слову «вопреки». Народ одержал победу вопреки Сталину, армия побеждала вопреки генералам, а экономика страны выстояла вопреки социалистическому строю…
Имелись ли ошибки, просчёты, промахи руководства страны?
Наверное, да.
Но кто имеет право судить? Какой-нибудь кабинетный эксперт, безапелляционно изрекающий с видом великого полководца, как следовало поступать?
О таких типах Шота Руставели сказал 800 лет назад: «Каждый мнит себя стратегом, / Видя бой со стороны». А Никита Михалков выразился ещё жестче: «Слепень, сидящий на ж… скачущей лошади, тоже думает, что он кавалерист».
Оценивать деятельность Сталина во время войны могут только главы государств, которые решали схожие задачи. А давать оценку руководству Ленинграда вообще никто не имеет права. Потому что в истории человечества нет аналога Ленинградской блокаде…
Сегодня обстановка в мире складывается таким образом, что народы постсоветского пространства в очередной раз ждут тяжкие испытания. И напрасно властные элиты некоторых стран считают, что удастся отсидеться в сторонке. Не удастся. Беда, если придёт, накроет всех. И коль скоро мы все вовремя не опомнимся и не встанем плечом к плечу, нас раздавят.
Может ли такое случиться?
Скажу так: народы с извращённой, изуродованной, оболганной историей не в состоянии бороться за своё будущее. Достойного будущего не может быть без достойного прошлого. А у наших народов прошлое достойное.