Видный иранский политик застрелил молодую жену и явился с повинной. Эта история попала бы на первые полосы в любой стране. «Закрытый» Иран — не исключение. Мир стал глобальным, как хайп.
Вполне столичное происшествие
67-летний Мухаммад Али Наджафи — экс-губернатор Тегерана, экс-министр науки и образования, действующий советник президента, доктор математики. На прошлой неделе он ранним утром двумя выстрелами убил свою жену. Тело 35-летней Митры Устад было обнаружено в ванной в квартире фешенебельного дома в богатом Саадатобаде на севере Тегерана.
Вечером того же дня убийца явился с повинной в городское управление полиции и вскоре уже давал интервью ушлому корреспонденту национального телеканала, а тот вертел в руках орудие преступления и подсчитывал патроны, оставшиеся в магазине «Глока».
По мотивам этой истории можно написать шекспировскую трагедию, социальную драму, политический детектив или семейную сатиру. В этой истории, как в свете юпитеров, высветились сложные орнаменты современного общества, гримасы политической жизни, неумолимые законы хайпа и фатальное одиночество индивида в глобальном мире.
Да, в этой истории можно услышать легкий иранский акцент, но в целом она универсальна и могла произойти, где угодно от Вашингтона и Москвы до Канберры и Токио.
Иранский мавр
Убелённый сединами политик из лагеря реформаторов, губернатор Тегерана и молодая красавица-активистка, претендующая на место в провинциальном городском совете… Они познакомились во время предвыборной кампании. Внезапная страсть, пылкий роман, свадьба.
Ради поздней любви он даже отказался от поста губернатора — ушёл в отставку, официально — по состоянию здоровья, по слухам — из-за второго брака. Тут уж отчётливый исламский акцент: политик не развёлся с прежней женой, а взял вторую. Но какая разница, с прежней развёлся, любовницей обзавёлся …
Дальше — семейная идиллия, путешествия, вечеринки, интервью глянцевым журналам, красивые фотографии в социальных сетях… «Она его за муки полюбила, а он её за состраданье к ним…».
Но тут вмешался неведомый нам Яго…
Домашний тиран
Стоп. Всё было совсем не так.
Есть ещё сын политической активистки от первого брака. Мальчику 13 лет. Он уверяет, что под шкурой рафинированного интеллигента, получившего степень в Массачусетском технологическом институте, скрывался банальный семейный деспот, архаичный сторонник сурового патриархата. Он запер молодую жену в золотой клетке, не давал никуда выходить, постоянно бил её, однажды даже сломал руку. Современная молодая женщина бунтовала, не хотела мириться с домашним насилием… Не в Средние века живём!
И вот дошло до убийства…
Коварство и любовь
Стоп. И это всё не так.
Есть ещё первая жена, с которой якобы «тиран» прожил 42 года. Она говорит, что он не то, что руку на неё не поднимал, голоса никогда не повышал. Зато молодая капризная супруга жутко ревновала его, запрещала встречаться с прежней семьёй.
А кроме того, есть его дочь от первой жены. И он вроде бы написал этой дочери письмо, в котором рассказал об изменах молодой красивой супруги, жаловался, что хочет развестись, а та не желает, чуть что начинает бить посуду и крушить всё в доме. Так что это молодая хищница с богемными замашками, которая вертела мужем, как хотела, и вконец измучила престарелого супруга, пока у того не лопнуло терпение. Зря, что ли, она дважды снималась в кино? Тем более сам несчастный известный политик говорит, что не хотел убивать, хотел только припугнуть свою мучительницу-жену во время очередного скандала.
В общем, роковая страсть, корыстная девица, фатальное стечение обстоятельств…
Капкан для президента
Стоп. А не появилась ли молодая красотка в офисе столичного губернатора в результате тонко задуманной спецоперации? Не подослали ли её политические конкуренты, чтобы скомпрометировать лагерь реформаторов и самого президента, к которому невольный убийца был близок?
Политическая борьба — штука грязная, в ней все средства хороши.
Смотрели «Карточный домик»? Очень правдоподобный сериал. Конечно, мыло оно и есть мыло, но в глазах щиплет вполне реально.
Заговор глубинного государства
И снова стоп. А может, это не просто про политическую борьбу, а про глубинное государство, когда всем заправляют не политики, а спецслужбы? И эта активистка Митра Устад, богемная красотка, давно стала агентом какого-нибудь иранского аналога ЦРУ или ФБР, а значит, и выстрелы могли прозвучать не просто так… И вообще, надо ещё выяснить, кто стрелял и что заставило политика из оппозиции вдруг явиться с повинной.
…От шекспировской трагедии до шпионского триллера, и всё вокруг одной истории, в которой в разных пропорциях перемешаны любовь, измена, феминизм, эмансипация, политические интриги и провокации спецслужб…
История универсальная, даже глобальная. Она — про отчуждение по Фромму. Всеобщее отчуждение, которое превратило человека-творца, создавшего сложную технику и сложное общество, в раба собственного творения, в джинна, в раба лампы, который должен исполнять повеления хозяина.