Раньше человек с подмоченной репутацией умирал заживо, а иногда и по-настоящему — пустив себе пулю в лоб. Сегодня умерла сама репутация. По крайней мере, в старом своём значении.
«Он — нерукопожатый», «его реноме разорвано в клочья», «у неё плохая репутация», — теперь все эти выражения встречаются только в старинных романах.
Погуглите слово «репутация»: в первых строках выпадают «репутационный менеджмент» или «репутационный маркетинг», а ещё — Uber и ВезуЕду, переживающие о репутации своих таксистов и курьеров.
Репутацией своих игроков озаботился мегашутер Overwatch. Вот уже полгода их ранжируют по шкале от 1 до 5. В принципе это разумно. В Overwatch две команды игроков по шесть человек ведут сражение на сложно устроенной карте в сложно устроенном мире. Ведут битву за Будущее. Именно так, с большой буквы.
Перед каждым сражением игроки выбирают себе персонажей-героев — различные герои обладают разными характеристиками и навыками, делающими их подходящими для той или иной роли в сражении. Способности различных персонажей дополняют друг друга, и игроки должны работать в слаженной команде, чтобы добиться победы. Так что если в команду проберется какой-нибудь отпетый эгоист, заведомый подонок или назойливый нытик, — команде не видать победы как своих ушей.
Overwatch, как говорится, — в тренде.
Легко заметить, как пекутся о репутации своих сотрудников и услуг всевозможные крупные компании или сервисы. «Мегафон», МТС, Сбербанк, ВТБ, Yandex или Telegram обязательно пришлют после обращения к их сотрудникам или приложениям коротенькую анкетку: мол, оцените по пятибалльной шкале, понравилась ли улыбка курьера или качество связи — это поможет нам улучшить, повысить, углубить то, с чем вы столкнулись, а потому ваш отзыв очень важен для нас.
Не знаю, в какую метачёрную дыру попадают потом эти Big Data и позволяют ли они адекватно оценить работу конкретного телефониста, приложения, таксиста или курьера. Репутация, она же реноме — штука эфемерная, а её в наш цифровой век пытаются взвесить, измерить чуть ли не в нанограммах.
Всё было просто, пока мир был локальным. Соблазнил девицу и не женился — тут же тебя изгнали из высшего общества. Проиграл в карты полковую кассу — прочь из офицерского собрания. Сдал подельников полиции — жди дохлую рыбу от собратьев из Коза Ностры. Женился на разведёнке — изволь отречься от престола. Начал подмешивать в тесто отруби — получи красную карточку от гильдии булочников…
Оценивали недостойные деяния и выносили приговор люди из ближнего круга, они пеклись не только о репутации сотоварища, но и о своей собственной. Так было ещё в середине прошлого века. Не на пустом месте появилась тогда шутка: «Газетой можно убить муху, а можно и человека». Хотя репутационные приговоры уже становились всё более остранёнными.
Ну, а потом всё и вовсе пошло наперекосяк, в полном соответствии с анекдотом начала 1990-х:
— Я дам вам за эту любезность 10 тысяч долларов, и никто об этом не узнает.
— Давайте 20, и пусть об этом знают все!
О репутации вдруг перестали заботиться. Дивиденды начали приносить не безупречные, а скандальные личные репутации. Пьёт? Бьёт подругу? Нюхает кокаин? Зато какой музыкант! Торгует влиянием? Берёт взятки? Зато политический мастодонт!
Не зря крылатую фразу «Любое упоминание в прессе, даже самое негативное, кроме некролога, это — реклама» приписывали то известному супер-острослову Марку Твену, то политическому тяжеловесу Уинстону Черчиллю.
Репутация, в сущности, продукт совокупности оценок. Но как в современном мире взаимосвязаны репутация и конкретные оценки, в том числе негативные? Чаще всего никак.
Правда, ещё и теперь можно встретить леденящие душу заголовки: «Министр обороны Чехии Лубомир Метнар может уйти в отставку из-за того, что в его дипломной работе обнаружили плагиат», «Министр обороны Карл-Теодор цу Гуттенберг был самым популярным политиком в Германии. Его прочили на пост канцлера. Он не воровал денег из бюджета. Он списал большую часть докторской диссертации». Но всё это пережитки далёкого прошлого. Лучшее тому подтверждение — российский «Диссернет» с сотнями уличённых в плагиате чиновников и политиков, которые, тем не менее, продолжают процветать на прежних высоких должностях.
Повторяю: репутация — актив неосязаемый, неважно о человеке речь или о компании. И то, как их воспринимают окружающие, должно иметь последствия. А последствий как раз и нет. Хотя бы потому, что любые грехи отныне легко смыть с помощью профессионала от репутационного маркетинга. Сеть переполнена рекламой: «Корректировка имиджа. Удаление негативной информации из Интернета. Управление репутацией. Выборы под ключ. Дорого». «Вытеснение негативных отзывов о компании. Гарантия конфиденциальности. От 41999 руб. Получите рост продаж за счёт увеличения доверия к Вашей компании. У нас скидка 17%. Работаем по KPI».
Но ведь откорректированная репутация — это и не репутация вовсе, а нечто вроде девственности, восстановленной хирургом.
Никто в современном мире не знает, что за зверь репутация и что с ней делать, особенно если она плохая. Вот и разработчики мегашутера Overwatch уже полгода высчитывают репутацию игроков, вычисляют грубиянов, трусов, эгоистов, старательно выставляют им заслуженные единицы и — ничего. Другие игроки не могут отказаться от игры с тем, у кого плохая репутация, вышвырнуть его из команды. Просто вступая с таким в игру, они заранее знают, что всё пойдёт не так из-за вот этого парня со скверной репутацией.
Так и вступают в битву за Будущее! Сражаются за Будущее в непревзойдённом командном шутере плечом к плечу с трусами, нытиками, предателями и эгоистами!