Великая Отечественная превратилась в мем?

Завтра, 22 июня, самый трагический день в истории нашей страны — День памяти и скорби. Но все ли из нас осознают, что та война принесла нам не только величайшую победу, но и величайшую трагедию? 

 

Вторая мировая война завершилась 2 сентября 1945 года. А Великая Отечественная продолжается до сих пор. И причина не только в том, что война не закончена, пока не похоронен последний солдат. 

С одной стороны, мы до сих пор, спустя 78 лет после нападения нацистов на нашу страну, многого, слишком много, так и не знаем о той самой большой и самой страшной войне в тысячелетней отечественной истории. Сколько тогда погибло советских людей? 27 миллионов? 30 миллионов? Ещё больше?.. Сколько полегло, защищая Родину, наших солдат и командиров и сколько из них до сих пор, несмотря на все усилия волонтёров, так и не предано земле? И почему победители принесли на алтарь Победы намного больше жертв, чем побеждённые?.. 

А с другой стороны, многое, слишком многое, из понимания  Великой Отечественной мы умудрились в последние годы утратить. 

Для нас всё заслонил собой День Победы. Мы словно забыли, что до Победы была война. И тянулась она 1418 дней и ночей, и в каждый этот день люди проливали кровьпот и слёзы. Про это мы знаем мало, а думаем ещё меньше. 

Однако, пожалуй, самое главное в том, что мы утеряли тот главный смысл, который вынесли из войны фронтовики и труженики тыла. Война — страшное зло, и любой призыв к ней или хотя бы упоминание о том, что война может быть интересным приключением, — страшное преступление. 

А мы? Посмотрите на проносящиеся мимо автомобили — на скольких из них стикеры с надписями «Можем повторить», «Трофейная», «На Берлин!»… Причём зачастую на автомашинах не просто иностранного, а немецкого производства. 

О чём думают автовладельцы, украшающие этими надписями своих боевых коней? Почему они не задумались о том, какое это кощунство по отношению к воевавшим и погибшим? Ведь победители заканчивали войну у стен Рейхстага с мечтой о том, чтобы никто и никогда не хотел повторить произошедшего, чтобы никто и никогда не брал никаких трофеев и чтобы никто и никогда не шёл вновь на Берлин или на какую угодно другую столицу. 

…Я родился через семь лет после Победы и принадлежу к последнему поколению, для которого Великая Отечественная не строчки из школьного учебника. 

Я помню собиравшихся с самого утра у нашего продуктового магазина безногих инвалидов. Даже в сильный мороз они сидели на тележках с подшипниками, распахнув на груди шинели, чтобы видны были боевые ордена и медали. Я знал их по именам — дядя Гриша, дядя Коля, дядя Паша… Они всегда говорили о самом главном — о войне: о подвигах и предательстве, о смелости и  трусости Для того и собирались. А у магазина потому, что, когда подходил мужчина, они не просили — предлагали: 

— Земляк, угости защитников Отечества.   

И после того, как он выносил им бутылку водки, доставали из-за пазухи и из карманов стаканы, хлеб, разливали водку и поминали погибших товарищей… 

Помню санитарку, которая рассказывала мне, юному журналисту, как тащила с поля боя первого своего раненого. Он был раза в два тяжелее её самой, без сознания, и ползла она с ним под сильным обстрелом. Тащила, в страхе прикрываясь его телом от осколков снарядов и пуль, тащила, думая «хоть бы тебя убило», но тащила и дотащила-таки до наших окопов… 

Помню интеллигентную старушку, которая, рассказывая о войне, угощала меня чаем с печеньем, а потом вдруг машинально собрала со скатерти крошки в ладонь и отправила их в рот. Тут же заметила мой удивлённый взгляд и сказала: 

— Извините, это у меня с блокады… 

Мало кого война задела по касательной. У всех остальных, от мала до велика, была ранена психика. Иногда тяжело. И это была незаживающая рана. 

Сегодня некоторые говорят: 

— Ну что вы хотите, прошло столько лет. Для сегодняшней молодёжи Великая Отечественная война, как Отечественная 1812 года, — «преданья старины глубокой». Таков закон природы. Жизнь есть жизнь. 

Всё так и не так. Можно не помнить деталей, не знать фамилии военачальников, путать даты решающих сражений, хотя всё это тоже очень плохо, — но нельзя превращать войну в шутку. Нельзя не понимать, что та война была всенародной трагедией, когда на кону стояло само существование нашей страны и народа. Потому и названа Великой, а ещё — Отечественной. 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

17 − тринадцать =