В конце прошлой недели мир опять оказался на пороге войны. Пугает ещё и то, что в условиях политического хаоса и современных медиа-технологий о начале войны мы можем и не узнать.
«― Господин барон. …Это правда?
― Что?
― Ну, не знаю, как и сказать… Ну, в общем… Ну, говорят, будто вы, значит… Вы объявили войну Англии?
— Нет.
― Нет?
― Пока ещё нет. Война начнётся в 4 часа. Если Англия не примет условия ультиматума. …Я выслал им ультиматум».
Если кто не помнит, это из фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» по киноповести Григория Горина. Сцена, при виде которой даже зрителям, лишённым юмора, становится смешно. Однако в XXI веке рассказы барона Мюнхгаузена, чем дальше, тем всё правдивее. И тут уж не до смеха.
В конце минувшей недели мир увидел фрагмент из «Того самого Мюнхаузена» почти on—line. В исполнении Ирана и в большей степени США.
Почти on—line — потому, что о происходившем реально мы знаем крайне мало. Знаем, что в ночь со среды на четверг в 00.41 по местному времени экспериментальный новехонький беспилотник RQ-4A Global Hawk взлетел в режиме «невидимка» с авиабазы США в Абу-Даби, на территории Объединенных Арабских Эмиратов, четыре часа сложными петлями кружил над Ормузским проливом, Персидским и Оманским заливами, а потом был сбит Воздушно-космическими силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР).
Тому, что вслед за этим нам рассказывали в Твиттере и на пресс-конференциях, мы можем верить или не верить.
Можем верить министру иностранных дел Ирана Джавад Зарифу, который украсил свой аккаунт военными картами. Из этих карт следует, что беспилотник—«невидимка» несколько раз вторгался в воздушное пространство Ирана, на предупреждения не реагировал, и после очередного нарушения он же, «невидимка», был сбит в районе Кух-е Мубарак, то есть упал в иранские территориальные воды. Вот обломки — посмотрите, распишитесь.
Можем верить Госсекретарю США Майклу Помпео, который карт не публикует, но верит картам своих военных, а СЕНТКОМ, Командование армии США на Ближнем Востоке, публикует свою электронную картинку — ничего беспилотник не нарушал, чинно летал над международными водами, пока его не настигла незаконная ракета злонамеренных иранцев.
Этот доказательно-бездоказательный поединок продолжил сам Дональд Трамп. Президент США — тоже в Твиттере — заявил, что Иран заслуживает ответного удара и уже не по беспилотнику, а по своей территории. Однако чуть позже, после глубоких размышлений, Дональд Трамп ответный удар отменил. Потому что могут погибнуть аж 150 человек, к тому же иранцы не такие уж злонамеренные, вместе с беспилотником могли сбить разведывательный самолёт с экипажем из 35 человек, который летал вслед за беспилотником и по тому же маршруту, но не сбили, что, как отметил в микроблоге Трамп, — «мудро». А ещё через день в том же Твиттере президент США уточнил, что, мол, ответный удар не отменён, а приостановлен, и если что…
Всё же не зря молодые миллениалы считают Твиттер токсичной средой, которая может отравить жизнь отдельно взятому человеку, влюблённой паре, группе товарищей или целой стране. Там из-за неверно истолкованного «чириканья» ведутся словесные войны. Противоречивое высказывание становится причиной тотальной травли. Своим «чириканьем» обитатели этой соцсети могут довести до депрессии, до самоубийства, спровоцировать ничем не обусловленную агрессию. Миллениалы стараются держаться подальше от Твиттера. В отличие от политиков.
Твиттер-война президента Трампа с Ираном разворачивалась точь—в—точь, как война с Англией в бессмертном фильме Марка Захарова:
«— Да вы что, не знаете, что в однобортном сейчас уже никто не воюет? Безобразие! Война у порога, а мы не готовы.
— Я предложил Англии прекратить бессмысленную войну с североамериканскими колонистами и признать их независимость…
— Вы просили вечернюю газету, господин барон! Вот: “Сообщения из-за границы: …Англия признала независимость Америки”.
― Так! Без десяти четыре. Успели. Их счастье».
За три дня эскалации Джон Болтон, Майкл Помпео и Дональд Трамп успели пообещать Ирану ужесточение санкций, усиление давления, позвали за стол переговоров, чтобы сделать Иран «опять великим и процветающим», а также провести — по крайней мере, в своих в микроблогах — тайную кибератаку Пентагона на иранские системы управления ракетами…
До горячей войны дело так и не дошло… Пока не дошло… Но как-то тревожно наблюдать за Твиттер-баталиями…
«Почему продолжается война? — спрашивал герцог в бессмертном фильме. — Они что у вас, газет не читают?». А вдруг где-нибудь на авиабазах или авианосцах СЕНТКОМА Твиттер не читают и ракеты у них не чета пушкам из эпохи барона Мюнхгаузена?