Общество слабомыслящих

По секрету скажу: у большинства homo ума — палата, причём палата №6. Но мы до сих пор ещё не осознали, что в XXI веке интеллектуальное расслоение общества ещё опаснее, чем материальное. 

Когда-то бытовала такая шутка: кто может считаться умным человеком? Тот, кто способен отличить Бабеля от Бебеля, Бебеля от Гегеля, Гегеля от Гоголя, Гоголя от кобеля, а кобеля от сучки… Сегодня уже необходимо уточнить, что Август Бебель — известный во второй половине XIX — начале ХХ века европейский социал-демократ, один из основателей Социал-демократической партии Германии. 

Таково наглядное свидетельство того, что времена меняются быстро, и у каждой эпохи свой набор знаний. 

Весь вопрос: какой именно? 

При Пушкине дворянин, плохо ориентирующийся в античной мифологии, считался страшным неучем. 

При нигилистах разночинца, не читавшего Николая Чернышевского, Шарля Фурье, Анри Сен-Симона и не знающего, что означает гегелевская свобода духа, принимали за дремучего дикаря. 

В предреволюционные годы в среде демократической молодёжи непременным считалось знание статей Георгия Плеханова, основ марксизма и песни «Вы жертвою пали в борьбе роковой», что, впрочем, не отменяло осведомленности и даже любви к поэтам — как потом его назовут — Серебряного века. 

С началом первых пятилеток в обязательный список входили выступления Иосифа Сталина, агитки Демьяна Бедного и стихи Владимира Маяковского о советском паспорте. 

С наступлением хрущёвской «оттепели» надо было ориентироваться в поэзии Бориса Пастернака, Евгения Евтушенко Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского и знать, что кибернетика не является «буржуазной лженаукой». 

В более поздние эпохи такие джентльменские наборы формировали уже преимущественно средства массовой информации, в последнее время к тому же — интернет, реклама и шоу-бизнес… 

Конечно, я утрирую, местами сильно огрубляю. Но делаю это намеренно, пытаясь лишь понять, каков был общий путь усредненного уровня знаний, а, следовательно, и ума в последние два столетия отечественной истории. Или, как теперь модно говорить, — тренд. 

Так вот, мне кажется, этот путь рисует нам синусоиду: отдельные периоды требовали от людей большего интеллектуального уровня, другие — меньшего. Тем не менее, общий вектор угадывается однозначно: глубина знаний постепенно уступала место широте. Соответственно, и среднестатистическая мыслительная способность тоже постепенно снижалась. 

При этом интеллектуальные провалы напрямую зависели от силы идеологического пресса — чем меньше идеологии, тем больше интеллектуализма, и наоборот. Нынче эта зависимость исчезла, но вместе с ней потерялись ориентиры «умное–глупое». Главная причина — в резко возросшем информационном потоке, где в топ-новостях на первом месте — беременность модной эстрадной певички, а на втором — сильное землетрясение с множеством жертв, но произошедшее где-нибудь на окраине Ойкумены. 

Впрочем, современный информационный поток — далеко не только интернет и СМИ. Есть ведь ещё тотальная автомобилизация, есть скоростные поезда и самолёты, благодаря чему многие из нас видят в сотни, тысячи раз больше, чем наши бабушки и дедушки, не говоря уж о далёких предках. 

Мы, сегодняшние, физически и виртуально супермобильны в масштабах не только всей планеты, но даже ближнего, а также дальнего космоса. И это просто замечательно, кто бы спорил! 

Но, как во всяком явлении, тут есть и обратная, тёмная сторона. Интенсивность наших знаний уступила место экстенсивности. Мы знаем очень многое, но всё — поверхностно. И что ещё важнее — масса знаний и впечатлений не помогают нам, а чаще просто-таки мешают думать. 

Ещё лет сто назад наши прадедушки и прабабушки долгими вечерами читали книги — в одиночестве или семьёй, вслух. Устраивали дружеские посиделки с дискуссиями об искусстве и политике. Ходили на выступления поэтов и прозаиков, лекции историков. Стремились к энциклопедической образованности. 

Теперь мы мало куда ходим  и мало читаем, отговариваясь тем, что на всё это нет времени. Теперь мы в будни по вечерам и в выходные сидим в соцсетях или перед телевизором, который ещё Владимир Высоцкий назвал «ящиком для идиотов».  

Каких-нибудь тридцать-пятьдесят лет назад в мало-мальски культурном обществе считалось неприличным не знать то, что для того времени служило знаковыми явлениями культуры. Теперь таких провалов в познании мало кто стесняется. Да и какой, собственно, резон стесняться, если память настолько загружена мусорной информацией, что понять, где знаковые явления, а где шелуха, уже почти невозможно. Вот, скажем, Мадонна, Борис Моисеев, Энди Уорхолл, Илья Глазунов, Ольга Бузова, — это что, настоящая культура или подделка? И что вокруг чего вращается — Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли?.. 

Обратите внимание, как измельчали в последнее время газетные публикации: вместо больших текстов теперь маленькие да вдобавок с картинками, а если статья длиннее, почти обязательно разбита на главки, отделённые друг от друга заголовками. Современные homo — производное телевизионной эры, у них клиповое сознание. 

Многие не могут читать про одно и то же долго, просто не способны сосредоточить внимание на одной теме больше четверти часа, а то и десяти минут. Внуки бабы ЕГЭ, они с детства к этому не приучены, у них мозг уже сконструирован для другой, постгуттенберговской эпохи — не письменной, а визуальной, грубо говоря, видео-картиночной. И не удивительно, что с каждым годом ширятся мощные ряды сторонников исключения русской классики из школьного курса литературы и упрощения правил русской грамматики. 

Интеллектуализм становится уделом избранных. Эта нарождающаяся аристократия по-прежнему умеет сопоставлять данные из разных источников, понимает закономерности причинно-следственных связей и способна развивать новое знание. Она обладает базовой культурой, позволяющей отделять истинное искусство от массового искусства, истинную науку от псевдоискусства, ум от глупости. 

Казалось бы, ну и что такового? Кесарю кесарево, а Богу Божие. Общество слабомыслящих всегда, от царя Гороха, было самым многочисленным. Не всем же быть умниками! Недаром когда-то Самуил Маршак написал, что «…если б не были другие дураками, / То дураками быть пришлось бы нам самим». Кроме того, те же умники считают, достаточно максимум 10 процентов деятельных  интеллектуалов, чтобы развивались страна и весь мир. 

Всё так и… не так. Цивилизация наша изменилась, причём качественно. Она стала более технологически и социально сложной, а значит, и более хрупкой. Наглядные примеры нам преподносят новостные ленты ежедневно.  

Вот несколько тех самых слабомыслящих, вооружившись установкой с ракетой «земля–воздух», сбивают пассажирский Боинг 777, в котором по маршруту Амстердам–Куала-Лумпур летели 283 пассажира и 15 членов экипажа. 

Вот молодой парень, надышавшись в петербургском баре дури, садится за руль своего БМВ и, летя по Невскому проспекту с бешеной скоростью, выскакивает на тротуар, где сносит пешеходов, как кегли. В итоге — двое убитых и трое тяжело раненных. 

А вот ещё один факт. Из окна шестого этажа выпал человек. Двое бросаются к нему, чтобы оказать первую помощь и вызвать «Скорую», а тем временем быстро набежавшая толпа, выхватив смартфоны, снимает это на видео. 

Все они — «ракетчики», мажоры и зеваки — не какие-то прирождённые убийцы, отпетое хулиганье и существа без сердца. Нет, просто они не приучены и не привыкли думать и чувствовать. 

Поделиться ссылкой:

  • Иван Reply
    5 лет ago

    Чем отличается офицер царской армии от офицера советской армии?
    Офицер царской армии: до синевы выбрит, слегка пьян и разбирается во всем — от Баха до Фейербаха
    Офицер Советской армии: слегка выбрит, до синевы пьян и никак не отличит Эдиту Пьеху от иди ты на $@й.

  • Николай Прогалин Reply
    5 лет ago

    «Сильномыслящий»? От ракеты класса «эемля — воздух», в небе остаётся чёткий след от сгоревшего топлива!

  • Александр_57 Reply
    5 лет ago

    Что смешно, как бы ни повышали общий уровень интеллекта в обществе,
    гауссовское распределение всё равно расслоит их на «умных» и «дураков».
    И повод для написания подобных статей будет всегда.

  • а045 Reply
    5 лет ago

    Я недавно узнал, кто такая Ольга Бузова. И еще оправдываюсь: я увидел телерекламу в чужом доме, куда зашел по делу. Как-то стыдно признаваться, что знаю. Кто такой Малахов, не знаю по сей день. Кто-то из телевизора, но своими глазами не видел ни разу. Слышал еще, что есть какая-то Скабеева (или Скобеева), с чего запомнил фамилию — ума не приложу.

  • Юрий Иванов Reply
    5 лет ago

    Чтобы не потерять квалификацию и не вылететь с работы, в последние 25 лет перед пенсией я читал книги почти исключительно по специальности и по компьютерам. На посторонние длинные тексты раньше не было времени, а теперь нет сил. Кто такая Бузова, не знаю. Можете называть меня слабомыслящим.

  • Юрий Иванов Reply
    5 лет ago

    Чтобы не потерять квалификацию и не вылететь с работы, в последние 25 лет перед пенсией я читал книги почти исключительно по специальности и по компьютерам. На посторонние длинные тексты раньше не было времени, а теперь нет сил. Кто такая Бузова, не знаю. Можете называть меня слабомыслящим.

  • inner olo devil Reply
    5 лет ago

    между отсутствием воспитания как государственной идеологии, коей отутствие и сподвигло автора на буквально хрестоматийно-канонические сетования, впрочем, небезосновательные, и надуманной проблемой снижения процентности культурного интелигэнцыы как постоянной переменной, другой аналогии из верных ганглй тщась не узревает , окромя лгбт, но не по букве духа-таки ну

  • Иван Reply
    5 лет ago

    Где расписаться? Даже не читая

  • Михаил Reply
    5 лет ago

    В споре якобы рождается истина…нихера она там не рождается. В спорах осознаётся наше место относительно Истины, а она неизменна и постоянна. Это нас, как говно в ведре болтает))) чтобы сбить самолётик, требуется много чего. Достаточно вспомнить, кто и откуда в это время был в воздухе, но это не интересно и не укладывается в концепцию)

  • Владимир Reply
    5 лет ago

    Самокритика? Похвально.

  • оля-лёля Reply
    5 лет ago

    а вы слышали, что в планах стоит введение в школьную программу комиксов?

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

восемнадцать − 16 =