Тегеран-1953 и 2019 — история повторяется?

Марианна Баконина
Август28/ 2019

Иран сегодня снова в фокусе мировой новостной повестки. Из Ирана опять исходит угроза миру, если верить комментариям, звучащим в Вашингтоне. Только можно ли им верить? 

 

С грозными филиппиками по адресу Тегерана в Вашингтоне сейчас не выступает только ленивый. Иран превратился в средоточие мирового зла. Устраивает диверсии на танкерах. Подбивает своих сторонников в сопредельных странах запускать ударные беспилотники и ракеты по союзникам США. И всё для того, чтобы злонамеренно подорвать безопасность в регионе Персидского залива. 

С такими обвинениями регулярно выступают президент Дональд Трамп, госсекретарь Майкл Помпео, советник по национальной безопасности Джон Болтон. А на постоянной основе, когда первые лица заняты свержением Николаса Мадуро, переговорами с Пхеньяном или торговой войной с Китаем, иранские дела комментирует Брайан Хук, координатор иранского направления американской политики. Сейчас он работает сразу с несколькими странами в сферах дипломатии, безопасности и разведданных; разумеется, «в ответ на эскалацию иранской агрессии».  

Все эти достойные люди объясняют свою святую веру  в причастность Тегерана ко всему плохому на Ближнем Востоке и за его пределами данными спецслужб, разглашать которые нельзя, чтобы не дай бог не рассекретить рыцарей плаща и кинжала, помогающих  противостоять злонамеренным иранцам. А верить в обвинения без доказательств прогрессивное и не очень прогрессивное человечество должно просто потому, что должно. Джентльмены не лгут. Это факт. 

Но факт до той поры, пока определённого джентльмена не поймают на прямой лжи. 

Несколько дней назад комментируя в очередном интервью вредоносную иранскую политику, джентльмен Брайан Хук, отвечающий за Иран, заявил конкретно следующее: «ЦРУ не причастно к перевороту в Иране в августе 1953 года, его совершили иранские военные и духовенство». И всё бы ничего. Кому есть дело до событий 65-летней давности, если бы не одно весьма существенное «но».  

Сейчас любой желающий может ознакомиться с подлинными документами ЦРУ и МИ6 о секретной операции по отстранению от власти демократически избранного премьер-министра Ирана Мохаммеда Мосаддыка, человека вполне светского, но совершившего страшное преступление  он национализировал иранскую нефть. В ЦРУ план получил кодовое название Operation Ajax  «Операция Аякс». В Британии — Operation Boot  «Операция Сапог» или, точнее, «Пинок». В этом названии сконцентрирован весь гнев и всё разочарование британцев, которых строптивые иранцы лишили нефтяной жемчужины. 

Оригинал плана операции «Аякс», каким его переслали 1 июня 1953 года из Никосии в штаб-квартиру ЦРУ, давно опубликован полностью. Отчёт одного из главных планировщиков TPAJAX Дональда Вилбера об успешно проведённой операции, составленный в марте 1954-го, объёмом в 200 страниц, тоже стал достоянием общественности. В этой спецоперации было всё, что нам обычно показывают в политических кинодетективах. Подкуп военных, взятки депутатам меджлиса, пресса на стипендиях ЦРУ, закулисные придворные интриги, кампания чёрной пропаганды, провокации, устраиваемые наёмными бандитами 

Непосредственным руководителем операции на месте был Кермит «Ким» Рузвельт, который прибыл в Тегеран 19 июля 1953 года под именем Джеймс Локридж и для начала поселился в турецком посольстве. 

К тому времени развили бурную деятельность агенты ЦРУ из числа местных, в том числе перевербованные американцами давние агенты МИ6 братья Рашидьян — трое сыновей иранского бизнесмена, занимавшегося банковскими операциями и недвижимостью. Братья, принадлежавшие к высшим слоям иранского общества, вхожие и в шахскую семью, имели обширные связи. Они давили на депутатов меджлиса, одновременно передавая им субсидии ЦРУ. Перекупали прессу. С прессой, меджлисом, духовенством и бригадами провокаторов проблем не было. Многие главные редакторы иранских СМИ были попросту на «стипендии» у Кермита Рузвельта [RooseveltKermit Jr., Countercoup: The Struggle for the Control of Iran, 1979, New YorkN.Y.: McGrawHill]. 

Прикормленная пресса охотно публиковала язвительные интервью депутатов, вдруг ставших ярыми критиками демократически избранного Мохаммеда Мосаддыка. Смаковались истории о взятках, неприглядной жизни якобы коррумпированного премьера и его вороватых сторонников. Как и предлагалось в плане «Аякс», большая часть разоблачений была попросту сфабрикована. Американцы и англичане, помимо дезинформации для скандальных статей, исправно поставляли в подконтрольные редакции «злободневные» карикатуры и шаржи на Мосаддыка и его приверженцев. Материалы пересылали дипломатической почтой в посольство США.  

Свою лепту в подготовку переворота внесла и западная пресса, в том числе выходившая на персидском языке. После закона о национализации нефти, персидская служба Би-би-си удвоила и даже утроила объёмы вещания. Материалы готовились британскими аналитиками и переводились на фарси. Редакционную политику той поры британцы сейчас политкорректно характеризуют как «весьма наступательную». Однако кампания по очернению Мосаддыка и его правительства была настолько разнузданной, что иранцы, сотрудники персидской службы, отказались выходить в эфир. Какое-то время Би-би-си вело вещание на Иран по-английски, что было малоэффективно. Позже к работе привлекли англичан, преподавателей фарси. 

Весь июль 1953 года Мохаммед Мосаддык буквально физически ощущал, как парламент, некогда с таким восторгом голосовавший за закон о национализации нефти и предоставление кабинету министров чрезвычайных полномочий, становится всё более враждебным. Всё чаще звучали критические речи. Всё чаще парламент голосовал не в пользу премьера. Всё более смело и резко оппозиционные члены меджлиса выступали в прессе. Открытым противником премьера «вдруг» стал председатель меджлиса аятолла Кашани, который последовательно поддерживал законопроект о национализации нефти и всего год назад вывел своих многочисленных сторонников на улицы Тегерана в поддержку Мосаддыка 

Тонкий и опытный политик Мосаддык почувствовал, что может потерять большинство в парламенте (тоже один из пунктов плана, составленного оперативниками ЦРУ и МИ6 в Никосии) и решился на референдум о роспуске меджлиса. Аятолла Кашани и его сторонники резко выступили против. Было составлено обращение к народу с призывом бойкотировать референдум безбожников. Текст письма тоже перекликался с замыслами ЦРУ и МИ-6, которые хотели представить Мосаддыка атеистом и коммунистом: «Ни один мусульманин и патриот не должен участвовать в референдуме!».  

Тем не менее, референдум состоялся в августе, и народ поддержал премьера. Мосаддык получил впечатляющие 99 процентов голосов. Тогда силами агентов ЦРУ были успешно мобилизованы банды головорезов, которые до того весь июль громили лавки на базаре, проводили акции устрашения и распространяли листовки с антимосаддыковской пропагандой, также изготовленные ЦРУ.  

Видные политики и предприниматели, представители духовенства теперь получали телефонные звонки с угрозами и обещанием расправы от псевдосторонников Туде  коммунистической партии Ирана. Мол, не поздоровится ни им самим, ни семьям, если будут сопротивляться реформам Мосаддыка и строительству социализма. Время от времени в мечетях и домах мулл гремели взрывы, а ловко подброшенные улики, доказывали, что взрыв или пожар  это дело рук Туде или Национального фронта, партии с которой Мосаддык победил на демократических выборах. 

По Тегерану расхаживали шайки головорезов, задиравшие прохожих, громившие магазины и кафе и заодно выкрикивавшие лозунги: ««Да здравствует Мохаммед Моссадык, «Да здравствует Советский Союз!», «Коммунизм победит, Иран станет советским!». 

В мемуарах Ким Рузвельт пишет, что лично придумывал такого рода лозунги. Разъярённое иранское духовенство, даже те, кто не контактировал напрямую с агентами ЦРУ, проклинало премьер-министра, который поощряет бесчинства боевиков-атеистов и не может навести элементарный порядок.  

Так улица была подготовлена  для переворота.  

Сам переворот успешно завершился уже 19 августа 1953 года. В нём было ещё много увлекательного — давление на шаха и даже шантаж, вооружение племён, захват «почты, телеграфа и радио», арестные списки, танки на улицах…   

Всё, согласно предварительному плану, к которому «ЦРУ не причастно», как уверяет всех нас действующий куратор иранского направления Госдепартамента Брайан Хук. Джентльмен, который хочет, чтобы ему верили на слово, как и другие достойные джентльмены. Они же Козьму Пруткова не читали, не знают старую мудрость «Единожды солгавший, кто же тебе поверит!» Особенно когда есть не просто слова, а документы, хранящиеся кстати в Архиве Национальной безопасности США.

Поделиться ссылкой:

  • Юрий Смольянов Reply
    5 лет ago

    Нам бы сегодня озаботиться не проблемами Ирана, а ситуацией в Украине, в Грузии, Приднестровье, да и собственной головной болью в лице несистемной оппозиции. А связывает все эти нити гнилая природа усилий ЦРУ по навязыванию разрушительных действий в означенных регионах. И замечу, далеко не безуспешных…

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

3 − 3 =