Велосипедистов в наших городах всё больше. В том числе совсем юных. А вот дисциплины среди них — всё меньше. В результате — скандалы, травмы, увечья… Как же навести порядок в этом велосипедном броуновском движении?
Двухколёсная напасть
Неделю назад я чуть не сбил человека. Прямо на пешеходном переходе.
Уже сгущались сумерки, но фонари ещё не зажгли. Передо мной была пустая дорога, справа и слева перед переходом — ни души. И вдруг, когда до него оставался десяток метров, откуда справа вылетел парень на байке. Он мчал по зебре, стоя крутя педали. Я даже не заметил, откуда он появился. К счастью, на спидометре у меня было не больше 50, но всё равно пришлось вывернуть руль в сторону и ударить по тормозам.
Мы разминулись с ним буквально в полуметре друг от друга. Совсем молоденький мальчишка, лет 13-14. Я думал, у меня сейчас сердце пробьёт рёбра и от ужаса выскочит наружу, а он только помахал мне рукой, улыбнулся и скрылся во дворе соседнего дома…
— Это что! — сказал мой приятель. — У меня на глазах один такой на тротуаре краем руля задел бабушку с палочкой. Бабушка грохнулась в лужу со страшным криком. Вызвали «скорую». Врач констатировала перелом шейки бедра.
— А моему брату указательный палец сломали, — поддакнула моя соседка по дому. — Он объяснял прохожему, как быстрее пройти к метро через дворы, и протянул руку, выставив палец, а тут мимо девица на велике. В общем, и смех, и грех.
Таких историй предостаточно. Уверен, если не вы сами, то ваши родные, друзья, знакомые знают их немало.
По статистике ГИБДД, в прошлом году в России было зафиксировано 1637 ДТП с участием несовершеннолетних велосипедистов, 1606 детей были ранены, 33 погибли. По данным МВД, только за первые четыре месяца нынешнего года, по сравнению с тем же периодом прошлого, количество таких ДТП выросло на 60,3 процента, число раненых — на 60,5 процента, а погибших — на 50. Холодная статистика, но за каждой цифрой — беда или даже трагедия.
А ведь на самом деле это только те ДТП, в которых пострадали сами юные велосипедисты. В тех происшествиях, где пострадавшими оказались другие, виновники жмут на педали и стараются скрыться. Сотрудники автоинспекции признают: привлечь к ответственности велосипедистов, тем более юных, бывает очень трудно. У них нет ничего, кроме велосипеда, — ни прав, ни вообще каких бы то ни было документов.
Закон и велосипедист — каждый сам по себе
Превратить велосипедистов в полноправных участников движения пытались ещё при советской власти.
По закону, владельцам двухколёсного транспортного средства полагалось пройти курсы и сдать экзамен на знание Правил дорожного движения. Помимо умения хорошо ориентироваться в дорожных знаках и дорожной разметке, надо было знать, что «по тротуарам, пешеходным дорожкам садов, парков и бульваров» ездить категорически запрещено. А на проезжей части следовало держаться края тротуара, если же вы едете группой, то непременно — цепочкой, один за другим. Особо оговаривалось, что руль надо держать обеими руками, цепляться любым способом за впереди идущий транспорт строго воспрещено.
Те, кто сдал экзамен, получали удостоверение на право управления велосипедом. Но эту книжечку с печатью и фотографией владельца выдавали только лицам, достигшим 14 лет.
При этом велосипед считался полноправным транспортным средством, которому полагались регистрационные номерные знаки. Выдавали знаки в местном отделении автоинспекции.
Так было положено по закону. Но на деле — во всяком случае, с 1960-х–1970-х годов — закон этот соблюдался редко. Известный петербургский политолог Владимир Васильев вспоминает:
— Когда я, ещё мальчишка, пришёл сдавать экзамен, милиционер долго думал, что бы такое у меня спросить. Наконец, придумал: «На каком расстоянии от тротуара ты должен ехать?». Я сказал: «Не дальше метра», — и тут же получил права.
Ничего удивительного, в те годы автомобилей на улицах наших городов было намного меньше, чем теперь, особенно на окраинах, зато милиции — гораздо больше.
Сейчас в «Правилах дорожного движения» тоже имеются «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов», причём куда более обширные, чем раньше. Вот только мало кто их читал, и ещё меньше тех, кто их выучил и старается им следовать. Среди подростков, по-моему, вообще ни одного. Я, по крайней мере, таких не знаю и о таких не слыхал.
В последнее время всё чаще говорят о том, что, если нынешние «Правила дорожного движения» приравнивают водителей велосипеда к водителям мотоцикла и автомобиля, то и ответственность у всех них должна быть одинаковая. И надо принять новые Правила и отдельный закон, дабы этих велосипедистов заставить, наконец, подчиняться общим требованиям.
Легко сказать, да как сделать? Примите хоть самые жёсткие законы и правила, они останутся только на бумаге. К сожалению, наши большие города не приспособлены для велосипедных прогулок. На проезжей части даже в автомобиле и по правилам ехать опасно, а тротуары, куда давным-давно машины загнали пешеходов, — узкие, там для велодорожек чаще всего просто нет места. Даже в огромной Москве протяжённость выделенных велосипедных полос и дорожек — 230 километров, в два раза меньше, чем в маленьком Амстердаме.
Всему своё место
По опросу «Левада-центра», свой велосипед имеют 27 процентов россиян, а среди молодёжи 18-25 лет — 44 процента. И это не говоря о тех, кто активно пользуется велопрокатом. А вот сколько подростков гоняют на своих великах в буквальном смысле без руля и без ветрил, — неизвестно.
Для взрослых велосипед — забота о здоровом образе жизни, полезный досуг, наконец, мода. Для тинейджеров, прежде всего для мальчишек, — игра, увлечение, первое в жизни обладание сложной технической вещью, с помощью которой передвигаешься быстрее всех пешеходов. А ещё — это средство покрасоваться, показать себя. Вот как быстро я могу — вжик, и уже на другом конце двора, у школы и даже ещё дальше, хоть за десять километров от дома! Могу рулить одной рукой, а могу и вообще без рук! Могу гнать по прямой, а могу, как в большом слаломе, между пешеходами или автомашинами! Меня никто не задержит, потому что не догонит!..
Поверьте, я знаю, о чём говорю. Когда-то сам был таким. Пороть меня было некому… Впрочем, нет, это тогда, чуть что, старшие хватались за ремень, но сегодня, как говорил в «Операции “Ы”» артист Алексей Смирнов, «это не наш метод».
А какой в данном случае «наш»? Доверительный разговор о том, что «гонять на велике», выделывая при этом всякие кренделя, опасно для окружающих да и для самого себя? Наказание за эти гонки и цирковые фокусы в виде лишения на день интернета и на неделю велосипеда? Не знаю, попробуйте. Вдруг родительское вкрадчивое слово или суровая кара уберегут вашего ребёнка от необдуманного поведения в будущем.
Но, может, лучше испытать другой метод — личного примера? Попробуйте проехаться вместе с ребёнком, и не в приказном порядке, а по-товарищески. Вы — на своём велосипеде, он — на своём. Только не во дворе и не на улице, а там, где нет ни пешеходов, ни машин. Пусть продемонстрирует, что умеет, пусть покрасуется. Похвастаться своими способностями перед друзьями, конечно, приятно. Но перед восхищёнными мамой-папой — полный восторг!
Вот тут самое время объяснить юному виртуозу, что серьёзные гонщики никогда не носятся по городским улицам, а артисты цирка не выступают в толпе прохожих. Потому что всему своё место.