Американские учёные, проведя лексический анализ слов, которыми пользуются люди при описании своего поведения, установили четыре главных цели, которыми руководствуется человек в своей жизни.
«Немногие вопросы более важны в области психологии, чем «Чего хотят люди?», — приводит слова автора исследования Бенджамина Вилковски пресс-служба Вайомингского университета. — Мы решили, что лучшим способом решения этой проблемы является изучение слов, которые люди используют для описания своих целей, и мы надеемся, что наши выводы помогут достичь окончательного консенсуса».
Как сообщает «РИА Новости», сначала «учёные из лаборатории эмоций и познания во главе с Бенджамином Вилковски составили список из более 140 тысяч английских существительных, используемых носителями английского языка для описания мотивов своих поступков и поведения.
После рейтинговой обработки, они ограничили выборку 1060 понятиями, которые можно было охарактеризовать как человеческие цели.
Затем была проведена серия из семи исследований, включающих опросы сотен людей. После этого исследователи пришли к четырем основным понятиям, характеризующим главные человеческие цели: известность, инклюзивность, избегание негатива и следование традициям.
Известность охватывает цели, которые варьируются от достижения власти, зарабатывания денег до совершенства и славы. Сильнее всего это понятие отражает стремление к социальному статусу — попытке заслужить восхищение и уважение других.
Инклюзивность — отстаивание непредвзятого отношения ко всем людям и мнениям.
Избегание негатива — стремление не допустить любых негативных последствий своих действий — конфликтов, разногласий, социальной изоляции.
Следование традициям включает в себя установку на поддержание исконных институтов своей культуры, включая религию, семью, нацию и другие групповые ценности.
Исследователи подчёркивают, что их выводы построены на анализе слов английского языка, используемых современными американцами, и их надо с осторожностью применять к представителям других языков и культур.
«Например, слово «церковь» не будет хорошим маркером традиции в нехристианских культурах, а «упитанность» не будет относиться к категории негатива в культурах, где голод является более серьезной проблемой, чем ожирение», — говорит Вилковски. — Тем не менее, мы предполагаем, что более глубокие понятия, лежащие в основе этих четырёх категорий, характерны для всех людей, по крайней мере, для представителей больших индустриальных культур».
Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Personality and Social Psychology.