Так считают россияне, которым предложили выбрать среди киногероев политика, обладающего качествами, необходимыми идеальному лидеру.
Как пишут «Коммерсантъ» и «Ведомости», социологи ВЦИОМа и Центра политической коньюнктуры повторили опрос 20-летней давности. В 1999 году, опрос проводили ВЦИОМ и РОМИР. Двадцать лет назад респондентов спросили, за кого из предложенных киногероев они бы проголосовали на президентских выборах. Тогда лидерами, по версии ВЦИОМа, стали Петр I (19 процентов), Глеб Жеглов и маршал Жуков (оба по 13 процентов) и Штирлиц (10 процентов). Опрос РОМИРа вывел в топ-три Жукова (34,8 процента), Штирлица (14,1 процента) и Жеглова (10 процентов).
Списки ВЦИОМа и РОМИРа не совпадали. В каждом было около десятка персонажей, в том числе, из зарубежного кино. ВЦИОМ предлагал, среди прочих, Василия Чапаева и Джона Рэмбо, РОМИР — Шерлока Холмса и Атоса.
В опросе нынешнего года в списке было 11 персонажей из советских картин. Их выбрали на основе предварительного исследования «зрительских симпатий». Это оказались Штирлиц, профессор Преображенский, Семен Семенович Горбунков из «Бриллиантовой руки», Катерина из «Москва слезам не верит», Данила Багров из «Брата», Мария Швецова из «Тайн следствия», Саша Белый из «Бригады», Антон Городецкий из «Дозоров» и отец Анатолий из «Острова». Респондентов также спросили, какие именно качества они ценят у политиков. Вопрос о голосовании на президентских выборах социологи не задавали.
Штирлиц набрал 20 процентов, профессор Преображенский — 12, Данила Багров и Мария Швецова — по 11, Катерина из «Москва слезам не верит» — 9, Валерий Харламов — 6. За Багрова, Белого и Харламова чаще голосовали молодые респонденты, за Преображенского — жители столиц и крупных городов, за Штирлица — жители глубинки.
Наиболее ценными для политика качествами оказались честность (44 процента), образованность и компетентность (31 процент), близость к народу (26 процентов), умение эффективно организовывать работу других людей (25 процентов), ум (22 процента) и информированность о положении дел в стране (21 процент).
По мнению авторов исследования, Штирлица отличают такие качества, как честность, компетентность и близость к народу.