Учёные Института археологии Российской академии, исследуя территорию кремля, обнаружили фундамент и нижнюю часть стен водонапорной башни, а также чугунные трубы водовода.
Как сообщил «РИА Новости» со ссылкой на пресс-службу института, и фундамент башни, и чугунные трубы входили в XIX веке в состав фуникулёра.
«Никаких чертежей или строительных планов фуникулёра не сохранилось, — отметил сотрудник Волжской экспедиции Института археологии Алексей Свиридов, — Найденные остатки водонапорной башни и коммуникаций позволят уточнить данные о его конструкции и технические детали его работы, известные лишь в общих чертах».
Исследуя участок возле Часовой башни Нижегородского кремля, археологи вскрыли фундамент и остатки стен водонапорной башни – восьмиугольного сооружения, сложенного из красного кирпича. Также были расчищены чугунные трубы водовода, проложенного от башни к зданию верхней станции кремлёвского элеватора.
Фуникулёры, или элеваторы, появились в Нижнем Новгороде в 1896 году к открытию Всероссийской промышленно-художественной выставки. Тогда было построено два элеватора, которые соединяли между собой трамвайные линии, расположенные на разных по высоте участках города. Они были устроены по типу зубчатых канатно-проволочных железных дорог, которые на тот момент уже были хорошо известны в Европе. В этих конструкциях между основными рельсами прокладывался зубчатый рельс, благодаря которому вагон фуникулёра удерживался на склоне и не скатывался назад.
Фуникулеры, построенные в Нижнем Новгороде, работали по принципу перегрузки «верхнего вагона» водяным балластом.
Они функционировали до 1927 года, до того момента, когда была построена единая трамвайная сеть, связавшая верхнюю и нижнюю части города.
Воссоздание кремлёвского элеватора в его историческом облике запланировано к 800-летию Нижнего Новгорода, празднование которого состоится в 2021 году.