В начале будущего года российский автопром планирует запустить в серийное производство электромобиль Zеtta. Это заявка на конкуренцию с мировыми автогигантами. А кто победит, выбирать нам.
Ожидается, что тольяттинская компания — а именно она собирается выпускать электромобиль — будет производить их до 15 тысяч единиц в год. Причём руководство компании надеется, что две трети новых авто пойдут на экспорт.
На отечественном рынке стоимость Zetta начнётся с 450 тысяч рублей. В сравнении с разными модификациями электрокаров Tesla, которые у нас продаются за 3,7–9,8 миллиона рублей, российский автомобиль получается примерно в 7–20 раз дешевле.
Интересно, что за два дня до того, как министр промышленности и торговли России Денис Мантуров сообщил о серийном выпуске электромобиля Zetta, компания Tesla — мировой лидер в производстве легковых электравто — провела презентацию электропикапа Cybertruck. Компания, выпускающая в основном легковые авто и кроссоверы, предназначенные для широкого круга покупателей, потратила на его разработку около десяти лет. Покупателям предложат три версии — с одним, двумя или тремя моторами. Зарядив аккумулятор один раз, на пикапе можно будет проехать — в зависимости от версии — 402, 483 или 805 километров. Производство начнётся через два года.
Как известно, поворот автопрома от испытанных десятилетиями видов топлива в пользу машин с электродвигателями, произошёл из-за требований экологической безопасности. По крайней мере, из-за этого в США в середине 1990-х годов был выпущен первый серийный электрокар, но ощутимого успеха на рынке он не имел.
Сейчас ситуация меняется. Та же Tesla в первом полугодии нынешнего года продала более 750 тысяч электромобилей. В Китае их продажи выросли более чем в два раза, в Европе спрос увеличился почти на 85 процентов. Десятки компаний, среди которых есть и самые знаменитые, заявили о серьёзных планах по производству электрокаров, многие их уже выпускают. Правительства некоторых европейских стран намерены в следующем десятилетии вообще отказаться от выпуска автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Конечно же, несмотря на постоянно повышающиеся объёмы производства электромобилей, они пока ничтожно малы в сравнении с объёмами производства традиционных авто с двигателями внутреннего сгорания (ДВГ).
По мнению экспертов, спрос на электрокары сдерживается в основном ценами, которые неподъёмны для среднего покупателя, а также неразвитостью инфраструктуры. Куда ж ты поедешь без зарядки своего авто?
Но это всё видимые и просчитываемые проблемы. Куда сложнее проблемы, связанные с отказом от производства автомобилей с ДВГ, что связано с рядом отраслей экономики. Какие финансовые последствия это может вызвать в автоиндустрии, являющейся драйвером национальных экономик, как такие трансформации скажутся на рынках труда многих стран, как отразится это на всей инфраструктуре по обслуживанию автомобилей?.. Ответов на эти и множество других вопросов пока никто не знает.
И это при том, что многие эксперты считают — мировой автопром уже прошёл точку невозврата и теперь отказаться от развития электрокаров просто невозможно.