Прав был Михаил Жванецкий: ничто так не приободряет человека, как личный опыт… Даже если это опыт общения с сантехником или электриком. И даже не где-нибудь в ФРГ, а в РФ.
Я выросла в стране, где у водопроводчиков гастрольный график был плотнее, чем у оперной дивы. Их надо было ждать через три дня: «с 8-ми утра до 3-х дня, когда сумеет, а если вас не будет, то заявку перенесём на следующий четверг».
Они приходили, обдавали клиента свежим перегаром и, громыхая разводными ключами и кирзачами, шли в ванную, чтобы прикрутить прокладку, а потом ждать положенную трёшку. Немалые по тем временам деньги. Нам объясняли, что это социализм, где люди всякие равны, люди всякие важны и сантехник может быть очень занятым человеком, так что доктора и академики вполне могут подождать.
Социализма давно нет, за окном капитализм. У нас даже появился выбор — можно вызвать сантехника от какого-нибудь ГУЖА или сотрудника частной фирмы. Но все они люди по-прежнему занятые и ждать их приходится подолгу. Так мне казалось, пока у меня в московской квартире не потёк кран.
Надо было решать вопрос.
В столице служба вызова сантехников, электриков и прочих специалистов по ликвидации домашних проблем строго централизована. Есть заветный единый номер. Его-то я и набрала в минувший вторник, без четверти семь вечера.
Ждать ответа пришлось довольно долго, мне играла сладкая музыка, и время от времени робот предлагал воспользоваться специальным приложением, а не ждать живого общения с оператором. Но я жаждала пообщаться с живым человеком, поскольку заодно с сантехником хотела вызвать электрика, чтобы решить вопрос с вилкой, намертво застрявшей в розетке ещё месяц назад. Если уж терять полдня на ожидание, то хотя бы ради двух зайцев, в смысле специалистов из сферы ЖКХ.
Ответили мне минут через 15. Голос у женщины был строгий, похожий на голос автомата. Адрес? Проблема? Вы готовы заплатить? Я попыталась упомянуть и электрика, но была строго остановлена. Сначала фиксируется одна заявка, и я должна подтвердить, что готова платить. Я была готова… И осторожно спросила, когда ждать гостей.
— Мы выполняем заявку за сутки. Работаем до 8-ми вечера. Придут завтра, если сегодня много заявок, — строго ответила диспетчер.
Я робко уточнила, что завтра тоже хотелось бы знать, во сколько они придут:
— Я прихожу домой в 7 вечера.
— Я отмечу, — пообещала диспетчер всё тем же металлическим голосом.
А потом по той же схеме она оформила заявку на электрика — адрес, проблема, готовность платить… Я повесила трубку, когда на часах было 7.05 и, честно говоря, полагала, что рабочие придут завтра. Надеялась, что после 7-ми.
Но… Через 5 минут раздался звонок. У этой женщины голос был вполне человеческий:
— Сейчас слесарь придёт, вы дома?
Слесарь-сантехник в синей аккуратной робе и с чемоданчиком появился через три минуты, деловито разулся, осмотрел кран, быстро разобрал его, что-то подкрутил, собрал, проверил. Течи больше не было. Цена вопроса — 200 рублей. Можно наличными, можно на карту. Ушёл.
Удобненько.
Электрик явился без телефонного предупреждения ещё через 6 минут. Так же деловито осмотрел вилку с розеткой, вытащил вилку с видимым усилием, посоветовал больше этим обогревателем не пользоваться. Затем разобрал розетку, осмотрел её с фонариком и пользоваться этим электрооборудованием разрешил. Цена вопроса — 150 рублей. Можно наличными, на телефон, на карту.
В 19 часов 34 минуты мои бытовые вопросы были решены. С момента звонка в центральную диспетчерскую до окончания работ прошло ровно 49 минут. По стремительности и спланированности это больше напоминало спецоперацию спецназа какого-нибудь ЦРУ, Моссада или даже ГРУ, чем рутинную работу отечественных коммунальных служб.
Сказать, что я была потрясена, значит ничего не сказать. Не зря же вспомнился Жванецкий и личный опыт, который очень приободряет.
Тут я вспомнила, как минувшей зимой чистили улицы и дворы московские дворники: строго по гарнизонному уставу, не дожидаясь окончания снегопада и не складируя снег возле припаркованной техники. Как у них это получается? Дело точно не только в деньгах, от которых захлебывается московский бюджет. Дело в организации труда. В том, что в советское время именовали НОТ.
А вот в Петербурге, судя по прошлогоднему снежному коллапсу и сантехникам, которые приходят «через три дня, если у вас не потоп», организация труда не по-научному, а по-чиновному. То есть главное — не убрать или починить, а хорошо отчитаться. Да и в большинстве остальных городов — то же.
Ну и что это — загадка Москвы или, наоборот, остальной России? Не знаю. Правда, этого, похоже, не знают и в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства.