Наш всенародный Эрмитаж

К 255-летию великого музея Президентская библиотека разместила на своём портале коллекцию «Государственный Эрмитаж». В неё вошли издания XIX–XX веков об истории музея и его художественного собрания. 

 

В этой масштабной подборке — архивные материалы, отражающие историю формирования коллекции Эрмитажа на протяжении XIX века, комплектование штата сотрудников музея, организацию балов и маскарадов во дворце, издательскую деятельность учреждения, пожар 1837 года и положение музея во время революции 1917 годаА кроме того — изобразительные материалы (открытки и фотографии с видами зданий Эрмитажа, его залов и коллекций), документальный фильм о музее и историческая кинохроника 1906 года 

 Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда Екатерина II приобрела в Берлине у прусского купца Иоганна Эрнста Гоцковского в счёт его долга за неудачную поставку зерна для русской армии собрание живописи, состоявшее из 317 произведений — картин фламандских, голландских и итальянских художников первой половины XVII века. Картины разместили в уединённых апартаментах Зимнего дворца, называвшихся «Эрмитаж» (от франц. ermitage место уединения, жилище отшельника, уединённый уголок). Впоследствии это название перешло на всю музейную коллекцию, имеющую пять разделов:  «Издания по истории Зимнего дворца и Эрмитажа»«Архивные материалы»«Открытки»«Фотографии»,  «Видеоматериалы» 

«Одна часть дворца была назначена собственно для картинной галереи,  читаем в «Путеводителе по Петербургу»(1886).  Впоследствии императрица присоединила к этому зданию галерею Рафаэлевских лож, которая по архитектурным размерам и живописи составляет верную копию с Ватиканских лож в Риме с тою разницею, что оригинальные фрески этих лож, находясь вплоть до 1813 г. на открытом воздухе, подверглись порче, тогда как наши копии, написанные по заказу императрицы, имеют то преимущество, что были сделаны в то время, когда оригиналы были ещё в удовлетворительном состоянии. Императрица присоединила к упомянутым зданиям Эрмитажный театр, построенный архитектором Кваренги и соединённый с картинной галереей аркой, переброшенной через Зимнюю канавку».  

Для пополнения собрания Эрмитажа не раз закупались за границей крупные частные коллекции картин — Брюля (1769), Кроза (1772), Уолпола (1779) и других. К 1774 году каталог картин Зимнего дворца насчитывал уже 2080 произведений. Помимо живописи, в собрание поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, произведения западноевропейского декоративно-прикладного искусства, монеты и медали, а также книги (библиотека Вольтера). 

«Украшение Зимнего дворца составляет Сокровищница,  находящаяся в одной из зал второго этажа,  продолжает просвещать гостей Северной столицы  «Путеводитель по Петербургу», написанный свыше 130 лет назад.  В стеклянном ящике посреди зала лежат атрибуты Императорской власти; самая драгоценная между ними вещь  Скипетр со знаменитым бриллиантом Орлова. Существуют различные предания о его судьбе; согласно самому распространённому из них, брильянт этот  глаз золотого льва от трона Великого Монгола в Дели, украденный одним сипаем и несколько раз перепроданный; затем бриллиант перешёл в руки армянского купца Лазарева, у  которого купил его граф Орлов в Амстердаме и подарил Императрице Екатерине II. Он заплатил за камень 450.000 р., дал, кроме того, ренту в 2.000 р. И дворянский диплом». 

«Военно-портретная галерея, всем знакомая, составляющая неоценимый памятник знаменитой Отечественной войны, воссоздана, как всё во дворце, на основании прежней идеи, но с большими улучшениями: она увеличена настолько же, как  белая Зала; теперь более места для знамён гвардейских полков, всегда стоящих при начале этой галереи, как бы охраняемых изображениями тех, которыми они прославлены во дни бессмертной борьбы России с надменным исполином побед и баловнем счастия. Потолок поднят, дано более света сверху (сквозь фонари  просветы потолка)»,  писал известный руский писатель XIX века Алекандр Башуцкий  в статье «Возобновление Зимнего дворца в Санкт-Петербурге». 

В том веке собрание Эрмитажа начало пополняться материалами археологических раскопок, составившими, в частности, основу знаменитой скифской коллекции, а также произведениями русских живописцев, часть из которых в 1895 году была передана Русскому музею. 

До середины XIX века Эрмитаж оставался закрытым музеем, и посещать его могли только избранные. Для широкой публики художественная коллекция была открыта при императоре Николае I 5 (17) февраля 1852 года в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. С этого времени Эрмитаж стал занимать пять связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной: Зимний дворец (1754–1762, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764–1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771–1787, архитектор Ю. М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839–1852, архитектор Л. фон Кленце) и Эрмитажный театр (1783–1787, архитектор Дж. Кваренги). 

Вклад Николая I в развитие Эрмитажа с одной стороны неоспорим, а с другой вызывает вопросы у историков культуры. Русский искусствовед из рода Врангелей, художественный критик Николай Николаевич Врангель, прежде чем дать оценку состояния Эрмитажа в период правления Николая I, рисует его психологический портрет: 

«Ум небольшого кругозора, всегда непреклонный, почти упрямый и никогда и ни в чём не сомневающийся; мощный властитель часто с не русскими мыслями и вкусами, но с размахом всегда чисто русским; император во всём, и в военном деле, и в искусстве. В последнем он мнил себя особым знатоком, “каким должен быть всякий в его положении”.  Но прежде всего император был военным во всём, в том числе в манерах и вкусах».  

Не терпя ничего, что напоминало ему «спорные» эпизоды из собственной жизни или жизни его предков, Николай изгонял из царских покоев любое воспоминание такого рода. По его указанию, были преданы сожжению многие драгоценные рукописи и мемуары членов царской семьи. «Не желая видеть ничего, что говорило бы ему о фаворитах его августейшей бабки, государь приказал унести из Эрмитажа и отдать потомкам все портреты любимцев Екатерины II. Так были сосланы портреты Зубовых, Дмитриева-Мамонова, Александра Ланского. К счастью, все они, пройдя ряд мытарств, через много лет заняли места в Музее Императора Александра III, и, таким образом, эти портреты кисти Лампи, Шибанова и Левицкого сохранились и доныне». 

Плачевной оказалась и судьба портретов декабристов, хотя большинство из них были героями войны 1812 года. Не вынося ничего, что говорило бы о трагическом эпизоде его вступления на царство, Николай Павлович изгнал из Галереи героев Двенадцатого года всех, кто участвовал в декабрьском восстании. Но, по счастью, эти портреты сохранились в целости в подвалах Зимнего дворца и в 1903 году были возвращены в экспозицию. 

Сегодня Эрмитаж  одно из крупнейших художественных и культурно-исторических музейных хранилищ мира. В его собрании представлены богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии и русской культуры VIII–XIX веков. 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

три × три =