Почему мужчины, в том числе большие патриоты, открыто плюют на свою родину? Потому что им плевать на всех окружающих, а ещё на то, что это признак явного бескультурья.
В большинстве наших городов уровень заплёванности просто зашкаливает. И мой родной Петербург — культурная, прости Господи, столица! — не исключение. Особенно опасно подходить к автобусной (троллейбусной, трамвайной) остановке. Пробираешься, словно по минному полю. Тут надо глядеть в оба, чтобы не угодить ногой в противоестественные отправления малокультурных человеческих организмов.
Некоторые крайне чувствительные индивидуумы — прежде всего женщины — при виде такого заплёванного асфальта испытывают приступы тошноты. Но тут уж лучше, перетерпеть, чтобы не замарать свою обувь — как выражались в старину — плевковыми знаками.
…Некоторые скажут, что писать о плевках — мелкотемье. В стране больших серьёзных проблем хоть отбавляй, а тут про какую-то ерунду.
Не согласен. Это совсем не ерунда. Потому что это не только массовая невоспитанность, результат того, что в детстве ни мама, ни воспитательница детского сада не объяснили, что харкать себе и другим под ноги неприлично. Нет, это свидетельство того, что у нас слишком многие игнорируют своих же соотечественников, то есть относятся к ним наплевательски.
Особенно часто встречаются такие плеваки среди мужчин. Именно они массово плюют на асфальт, они не спускают за собой воду в общественных туалетах, и они не считают нужным уступить место в общественном транспорте женщинам и пожилым.
Как же научить мужских особей перестать метить свою территорию с помощью слюны?
Большинство — в основном, конечно, женщины, которые сами на улицах не плюют, — предлагает ввести штрафы. Вот, говорят, в Пекине в преддверии Олимпиады, которая состоялась в 2008 году, строгие коммунистические власти издали распоряжение: за плевок на тротуар — штраф, эквивалентный 6 долларам. Для среднестатистического китайца это очень много: 30 раз плюнул, и остался без зарплаты. И вмиг тротуары Поднебесной стали чистыми, как обеденный стол. И это несмотря на то, что у китайцев плеваться вовсе не привычка, а укоренившееся много веков назад поверье, будто таким образом человек освобождается от духов, вызывающих всякие болезни.
Можно, конечно, ввести и штраф. Наши депутаты уже издали разные законы, требующие штрафовать нарушителей общественного порядка — за ненормативную лексику на улицах, за нарушение тишины, за курение рядом со станциями метро… И всё — как мёртвому припарки. Потому что для такой борьбы надо едва ли не к каждому приставить полицейского, да где ж их взять в этаком количестве!..
Однажды в разгар рабочего дня, проходя мимо одного среднего специального учебного заведения, я увидел перед собой настоящую полосу препятствий. Перед массивными дверями техникума стояла небольшая толпа юных особей обоего пола, которые весело о чём-то болтали, курили и чуть не поминутно сплёвывали на тротуар.
— Молодые люди, — сказал я, не сдержавшись, но всё же как можно более миролюбиво, — ведь это не плевательница, а Большая Морская улица Санкт-Петербурга. Она всегда была одной из самых фешенебельных и красивых. Здесь дворцы и особняки, здесь всегда толпы туристов. Этот город — ваша родина, так что ж вы на неё плюете, на родину?
Я думал, они сейчас меня самого заплюют или, по крайней мере, пошлют так далеко, откуда трудно вернуться. Но нет, ничего подобного не случилось. Они замерли, поражённые, видимо, той простой мыслью, что родина и плевательница — разные вещи. И, самое главное, тут же прекратили плевать. Правда, скорее всего ненадолго, потому что, когда через два часа я шёл обратно, передо мной была та же картина.
…Сегодня модно рассуждать о том, что у нас острая нехватка институтов гражданского общества. Нет корпоративной солидарности российского социума, а есть его атомизация. Всё это больные и очень большие проблемы. Но, уверен, вырастают они из мелочей. В том числе из тех самых плевков на асфальте.