Каждую неделю наша компания увлечённых фотографией и любящих Петербург людей отправляется в путешествие по городу. В этот раз свою первую годовщину мы (#photowalksspb) отметили новогодней прогулкой.
Дворцовая — центральная площадь Северной столицы. Она строилась полтора века, с начала XVIII и до середины XIX, как главная военная площадь России, армейское сердце империи. Давным-давно по этому поводу один шутник даже придумал стишок про ангела, венчающего Александровскую колонну, которая стоит в центре площади:
В России дышит всё военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом.
Но теперь, в постсоветское время, Дворцовая площадь стала вполне мирной. Военный парад здесь бывает только в День Победы, а в другие дни проходят демонстрации, концерты, и чаще всего здесь можно увидеть туристов и молодёжь, которая тусуется «у столба».
Невский проспект никогда не спит. Народ здесь круглый год в любое время суток. Причём большинство выступает неспешно, просто гуляя. Рассматривают встречных. Показывают себя. Встречают друзей, приятелей и просто знакомых, которых видели так давно, что успели забыть, как их зовут…
На Невском обязательно есть, на кого посмотреть. Именно на этом проспекте рождается петербургская — а зачастую и российская — мода. То, что здесь видишь впервые и чему поражаешься, вскоре становится нормой для всех.
Невский манит и притягивает к себе своими магазинами, кафе, ресторанами, уличными музыкантами, выставочными залами, вечерними огнями…
Так на Невском проспекте было всегда. Так было и при Гоголе, когда он писал, что «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга». Так было до него, после него, и так будет после нас.
Спросите любого жителя нашей страны, какие реки он знает в Петербурге, и он, даже если никогда не бывал в Северной столице, наряду с Невой и Фонтанкой, почти наверняка вспомнит Мойку.
Ещё бы, ведь на набережной Мойки, 12, жил Пушкин! А кроме того, у Чуковского Мойдодыр кричал мальчишке-грязнуле, что «если топнет он ногою, в эту комнату толпою умывальники влетят» —
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут —
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!
А речка-то эта всего ничего — длиной каких-то пять километров.
Миллионная улица не широка и не особо длинна, но всегда считалась одной из самых фешенебельных в Петербурге. Во-первых, она соединяет Дворцовую площадь и Марсово поле. А во-вторых, здесь всегда было так — что ни дом, то живут в нём богачи или, как в старину говорили, «миллионщики». Отсюда и название улицы.
Однако в наши дни улица эта знаменита не только своим прошлым. В её начале находится Мраморный дворец, который является филиалом Русского музея, а в конце, сразу за Зимней канавкой, — Новый Эрмитаж и знаменитые атланты. Те самые, что «держат небо на каменных руках».
Малая Садовая улица и вправду малая — всего 179 метров, от Невского проспекта до Итальянской. Зато одна из самых оживлённых — на этой пешеходной улице народу всегда много, особенно в хорошую погоду.
А ещё здесь памятник фотографу. Без всякого высокого постамента, он стоит среди гуляющих горожан и туристов, накрывшись зонтом (всё-таки Петербург!), со старинным фотоаппаратом, а в ногах у фотографа верный бульдог.
Большинство петербуржцев уверено, что это знаменитый фотограф Карл Булла, тем более рядом, за углом, на Невском проспекте музей Карла Карловича. Но нет, на самом деле это памятник просто петербургскому фотографу, одному из многих фотолетописцев Северной столицы.
Кленовую улицу любят жители окрестных улиц. Особенно мамаши с малыми детьми и пожилые. Здесь, буквально в ста шагах от Невского, относительно тихо и много зелени, а потому и дышится легче. Не случайно когда-то эта улица называлась Кленовой аллеей.
Кленовая ведёт к Инженерному (Михайловскому) замку, который первоначально был построен для Павла I. Замок напоминал средневековую крепость, с четырёх сторон окружённую водой и соединённую с миром цепным мостом, поднимавшимся на ночь. Но «бедный-бедный Павел» прожил здесь недолго и был убит заговорщиками.
Через 18 лет замок передали Главному инженерному училищу. На протяжении свыше ста лет его воспитанниками были многие русские инженеры, верой и правдой служившие России. Но, самым известным стал Фёдор Достоевский, который уже через год после окончания училища навсегда распрощался с инженерной профессией и всецело посвятил себя литературе.
Фото: Алла Гусакова, Елена Жилина, Ирина Мотина, Тимофей Оганов, Игорь Шерман, Андрей Чепакин (a.chepakin@yandex.ru)