Иранчек и поляки (правдивый святочный рассказ)

Марианна Баконина
Январь14/ 2020

Не за горами — Крещение. На святки ждёшь добрых историй со счастливым концом, а вместо них мир подсчитывает ракетные атаки и боится Третьей мировой.

Эта история началась с политики, как это часто бывает в наши дни.

В феврале прошлого года в Варшаве состоялся очередной, организованный Вашингтоном антииранский саммит, на котором предполагалось собрать первых лиц Европы, Ближнего Востока и Азии, чтобы заклеймить Иран за якобы подрывную деятельность на Ближнем Востоке. Первые лица Европы от участия в мероприятии уклонились, а вот ближневосточные лидеры приехали чуть не в полном составе, как минимум на уровне министров иностранных дел, из-за чего потом имели неприятности на Родине, где многие граждане с правом голоса считают невозможным встречу за круглым столом, например, с Беньямином Нетаньяху.

Иран, которому и была посвящена конференция на высшем уровне, приглашения не получил, хотя трудно себе представить урегулирование и прочный мир на Ближнем Востоке без участия Тегерана.

Иранцы обиделись чудовищно. Глава иранского МИДа Джавад Зариф писал в Твиттере про отчаянный антииранский цирк. Причём обида была не на сам факт очередного политического мероприятия, на котором Иран не просто критикуют, а пытаются превратить в ближневосточного парию, который должен сидеть под нарами и не чирикать. К этому в Иране привыкли не только политики, но и рядовые граждане. Политики и рядовые граждане обиделись прежде всего на Польшу, которая согласилась стать страной-хозяйкой конференции, к которой с сомнением относится даже Евросоюз.

Дело в том, что к Польше в Иране отношение особое.

В годы Второй мировой войны Иран, страна бедная и фактически оккупированная советскими, британскими и американскими войсками, принял более 120 тысяч польских беженцев. Принял, обустроил, обогрел, накормил и вылечил.

Это один из самых причудливых извивов запутанного начала Второй Мировой войны. После низвержения польского правительства, когда гитлеровцы вторглись в Польшу, часть польских территорий занял СССР. Тут можно начать долгий спор про Российскую империю и возвращение земель Западных Украины и Белоруссии или чудовищный акт агрессии, совершённый под прикрытием пакта Молотова-Риббентропа. Это спор бесконечный и бессмысленный. Политика первой половины ХХ века полна парадоксов и противоречий. Я не про политику, а про людей.

В общем, после вступлеия советских войск в Польшу сначала сотни тысяч поляков были депортированы в СССР, в Сибирь, Кахзахстан и прочие малогостеприимные места. Однако после нападения Гитлера на СССР Лондон и Москва стали союзниками. Союзником стало и польское правительство в изгнании, базирующееся как раз в Лондоне. Была достигнута договорённость об освобождении депортированных, как военных, так и гражданских. О возвращении в оккупированную немцами Польшу речь не шла, поэтому солдаты армии Владислава Андерса и мирные жители эвакуировались через Иран. Через каспийский порт Бендер Энзели, через Ашхабад и Баджиран, через другие города.

Мужчины довольно скоро ехали дальше, воевать в Сирии, Египте или Ливии, а женщины и дети оставались. Полячки, пережившие войну в Иране, вспоминают иранцев как спасителей: ««Мы были беспомощными и слабыми, на грани смерти от голода, недоедания и различных болезней. Когда мы добрались до Бендер-Энзели, местные жители собрались вокруг и принесли нам еду, одежду и обувь, даже сладости и фрукты, они улыбались нам. Иранцы приняли нас такими, какие мы есть, они не спрашивали о наших матерях и отцах. Они не спрашивали, во что мы верим и откуда мы пришли. Они увидели, что нам нужна помощь, и предложили её нам».

Это не единичное впечатление, таких мемуаров множество. Иранцы помогали обустраивать детские дома и школы для польских сирот в Исфагане. Вот только три цифры. В 1944 году в Исфагане проживали 2349 поляков — 1631 ребёнок, 476 женщин и 87 мужчин. Поляков приняли Тегеран, Мешхед, Ахваз. Эти города стали вторым домом более, чем для 120 тысяч поляков.

В начале 1970-х иранский режиссёр Хосров Синаи, оказавшись на христианском кладбище в Тегеране, начал снимать документальный фильм о судьбе польских переселенцев. В 1983-м «Потерянный реквием» показали на двух кинофестивалях в Иране и Швеции, в Польше его увидели только в 2007 году. Реквием и вправду потерялся.

Хотя для иранцев польские беженцы по-прежнему живое воспоминание. Собственно поэтому антииранскую конференцию именно в Варшаве обсуждали в социальных сетях, как проявление тотальной забывчивости и чёрной неблагодарности. Это была политика, которая огорчает и разочаровывает людей, делая мир во сто крат опаснее.

А теперь — о людях.

Знакомьтесь, Фардин Каземи. Иранский дальнобойщик из города Хой, это иранская провинция Западный Азербайджан. Уже не один десяток лет он возит грузы из Ирана в Европу и обратно. Работает сам на себя, индивидуальный предприниматель, по-нашему.

И вот на таком мрачном политическом фоне, когда Иран называют средоточием зла и империей лжи, а по Варшаве маршируют толпы антиирански настроенных эмигрантов, он в начале декабря прошлого года привёз в Польшу фуру с иранским изюмом, разгрузился и должен был ехать за обратным грузом для Ирана в Чехию. Но недалеко от городка Козе Гловы в польской Силезии его грузовик — американский International 1988 года выпуска — сломался, причём фактически навсегда. Нужен был ремонт двигателя, а машина почти антикварная, так что запчасти и прочее на вес золота. Иранец попал в капкан в стране, где 10 месяцев назад политики собирали других политиков, чтобы сплести заговор против его Родины.

3 декабря он встал на обочине и ему оставалось только ночевать в кабине, искать еду на помойках рядом с супермаркетами и молиться Аллаху, чтобы послал чудо.

Однако чудо совершили люди. Польские коллеги Фардина заметили фуру, неделю стоящую на обочине, и протянули руку помощи иранцу. Сначала помогли с ночлегом и пропитанием, а потом решили помочь ему с новым тягачом, раз прежний отремонтировать не получается. На польском сервисе zrzutka.pl, специализирующемся на краундфандинге, парни рассказали о ситуации, в которую попал их новый иранский друг и призвали помочь — собрать деньги на новый тягач. Первые 100 тысяч злотых (26 тысяч долларов) собрали за сутки. Ещё через неделю на счету «иранчека» — это «иранец» по-польски — было уже 250 тысяч злотых (65 тысяч долларов), а этого хватало не только на грузовик, но и на таможенные и прочие формальности.

Разумеется, не обошлось без санкций. Первый дилер, у которого нашли подходящую машину, не старше трёх лет, иначе не ввезти в Иран, узнав про эту историю, продавать подержанный грузовик категорически отказался, опасаясь санкций США. Вот они какие страшные, даже торговцы подержанными авто в польской провинции дрожат и боятся.

Но машину для «иранчека» всё же нашли. Это DAF XF, 2017 года выпуска, 250 тысяч километров пробега. Польские дальнобои помогли урегулировать таможенные и прочие формальности на границах Польши и Ирана и скоро Фардин отправится в обратный путь, чтобы рассказать о своих польских приключениях старенькой маме, которой его семья ничего не сообщила, чтобы не волновать. А иранцы уже знают, что поляки ничего не забыли и они, как говорит Фардин, — ангелы. На страничке Комитета помощи иранчеку в FB уже много благодарных комментов на фарси — от тех, кто увидел репортаж о спасении Фардина по иранскому телевидению.

Вот такой ирано-польский мост из 1941-го в 2020-й построили люди, не обращая внимания на неблагоприятный военно-политический фон и не отвлекаясь на пропаганду.

Потому что, политика – грязь, а люди – все.

 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

5 + пять =