Прощайте, маэстро…

Борис Подопригора
Январь28/ 2020

 

Умер Исаак ШтокбантОснователь и художественный руководитель театра «Буфф», народный артист России, фронтовик Великой Отечественной войны. 

 

Когда уходит Личность, многие, кто к ней был близок, стремятся оставить память. Об ушедшем и о себе. Ничего зазорного в этом нет. Ибо Личность делает её окружение. Это обоюдный процесс. 

Об Исааке Романовиче уже сказали и ещё скажут многие. Прежде всего, люди театра. На их фоне десяток телефонных звонков, плюс один-единственный, правда, продолжительный очный разговор вряд ли дополнят образ ушедшего. Об этом я помню. Вот только пальцы сами нащупывают клавиатуру… 

Исаака Романовича отличала исключительная доброжелательность, во всяком случае умение показать, что ему всегда близки давнишние воспоминания о послевоенной учёбе в Военном институте иностранных языков (ВИИЯ)о руководстве в 1968-1975 годы Русским драматическим театром Карельской республики 

Однажды я не учёл, что Исааку Романовичу, художественному руководителю петербургского театра «Буфф», пора начинать спектакль. Причём на гастролях где-то в Европе. И вдруг услышал: 

— Давайте я перезвоню. Мне есть, что ещё вам сказать. 

Подобного такта и внимания я не встречал, пожалуй, ни от кого из грандов.  

А ещё он был откровенен. Во всём, что касалось его самого. Но  не других, когда так хочется кому-то поставить оценку. По-моему, это и есть планка доблокадной ленинградской интеллигентности. Он вспоминал коллег по творческому цеху, предопределивших его жизненный путь, — Геннадия Опоркова, Ларису Малеванную, карельского драматурга Дмитрия Гусарова 

Повторное упоминание Карелии связано с тем, что моё первое обращение к Исааку Романовичу было связано с моей работой в Петрозаводске. Помню, уже в первом разговоре он пошутил: 

— Ну, и когда назад, в Питер? — А позднее, уже при нашей встрече в театре «Буфф», вдруг вспомнил об этом: — Я же говорил, что пора домой. 

Его откровенность касалась непривычных тем. Ну не принято у деятелей искусства с таким неподдельным чувством благодарить политиков. Даже если повод напрашивается, так сказать, по факту. Но то, как Исаак Романович рассказывал о роли губернатора Петербурга Валентины Матвиенко в строительстве нынешнего здания театра, задаёт стандарт взаимоуважения Власти и Культуры: 

— Я ведь просил только нарастить сцену в кинотеатре «Охта». А она: «Нет, строить, так строить. Чтобы нас с вами потом не костерили»…  

Может, это детали, но на понятном идеологическом фоне трудно ожидать от Художника такого пиетета, например, к армейским политработникам («они же были грамотнее многих других!»), да и вообще к военным. Исаак Романович считал себя «младшим лейтенантом четвёртого военного года», сожалел о неудавшейся  из-за сокращения Хрущёвым армии  стезе военного переводчика, обещал отдельно об этом написать. 

В нашем с ним разговоре он касался необычных тем. Например, о том, каково было еврею после такой войны с немцами изучать немецкий язык… Даже если в Военный институт иностранных языков его направил генерал-артиллерист той же национальности. Тот, который однажды назвал лейтенанта Штокбанта  «маэстро», а сам лейтенант не знал, что это такое. 

Общий с Исааком Штокбантом вуз, конечно же, помог нашему, повторю, фрагментарному общению. Вот что я узнал нового: многие военные германисты, поступившие в ВИИЯ с недавнего фронта, не хотели связывать судьбу с немецким языком по этическим и прочим причинам («гавкающий язык»). Не хотели, хотя среди преподавателей были филологи класса Льва Безыменского, того, кто переводил маршалу Георгию Жукову. Так вот: командование ВИИЯ чутко среагировало на обстановку и деликатно заменило мужчин на женщин, притом, обаятельных. Сработало. 

Вообще, мне кажется, Исаак Штокбант просто не успел стать летописцем своего поколения, ограничившись лишь одной книгой воспоминаний, не считая нескольких пьес. Конечно же, рассказ об Исааке Романовиче напишут те, кто его окружал, в том числе родственники, о которых он рассказывал иронично, со смешанными, но добрыми чувствами. 

Прощайте, подполковник Штокбант, кавалер наград Великой Отечественной! Маэстро, узнавший, что такое Признание. 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

15 − два =