Такой «учёностью меня не обморочишь…»

Марианна Баконина
Январь29/ 2020

Назначение Сергея Кравцова министром просвещения России вызвало по всей стране бурные дискуссии учителей на образовательных пабликах и в социальных сетях. Педагогическое сообщество в смятении.

Уж кто-кто, а школьные педагоги не понаслышке знают об идеях, методах и стиле нового главного просветителя России школьные педагоги. Он пересаживается в министерское кресло из кресла руководителя Рособрнадзора, того самого ведомства, из-за которого учительский и ученический стон идёт по всей Руси великой. Рособрнадзор так упорно и искусно всех проверяет, что не остаётся времени ни учить, ни учиться.

Судя по официальной биографии, Сергей Кравцов — карьерный бюрократ от образования. По окончании вуза учителем в школе не работал ни дня. Зато защитил кандидатскую диссертацию на тему «Методика проведения занятий с отстающими учащимися по математике с использованием технологии мультимедиа». Параллельно с написанием диссертации прошёл путь от младшего научного сотрудника до заведующего лабораторией в Институте управления образованием Российской академии образования.

В те же годы Сергей Сергеевич сумел получить второе высшее образование уже в МГИМО, по специальности «государственное и муниципальное управление со знанием иностранного языка». Так в энциклопедии ТАСС, не знаю, есть ли в МГИМО специальность «государственное и муниципальное управление без знания иностранного языка». Но в любом случае, получить и переварить такое количество знаний и навыков без отрыва от производства — просто наполеоновский талант.

Получив разностороннее образование, будущий министр трудоустроился в министерство, тогда ещё — образования и науки. И вскоре стал довольно стремительно переходить из одного ведомства и департамента в другой. А попутно сочинил докторскую, которая попала в списки «Диссернета» как образчик чиновного плагиата.

Самое важное, что надо знать о Сергее Кравцове: он — главный идеолог и разработчик ЕГЭ. Он был директором федерального госучреждения «Федеральный центр тестирования». Сейчас не место и не время возвращаться к нескончаемой дискуссии о пользе и вреде ЕГЭ. Достаточно констатировать, что после утверждения ЕГЭ и его производных в виде ОГЭ и ВПР (Основной Государственный Экзамен и Всероссийская Проверочная Работа — в министерских бумагах именно так, с прописных букв) образовательный процесс в школах распался на две составные части: на обучение и подготовку к этим новшествам.

К сдаче всех этих ЕГЭ, ОГЭ и ВПР, что бы ни говорили чиновники от просвещения, учеников надо готовить отдельно. Как точно сформулировал один прекрасный учитель математики, «в этих тестах главное понять, что от тебя хотел их составитель». Вот, натаскивая на тесты, и учат не математике или химии в чистом виде, а умению вникнуть в логику автора вопроса в ЕГЭ.

До министерского возвышения вершиной карьеры Кравцова стало руководство Рособранадзором, куда он пришёл в 2013 году в разгар скандала. Именно в том году стало известно о масштабной утечке вариантов ЕГЭ аж по шести предметам. В «Учительской газете» писали, что через Сеть распространялись полные комплекты контрольно-измерительных материалов по истории, биологии, информатике, математике, обществознанию и химии. Газета назвала утечки ЕГЭ 2013 года «грандиозной кражей экзаменационных материалов всей страны для дальнейшей перепродажи с целью наживы». Факт досрочного распространения подлинных экзаменационных материалов признала тогда и вице-премьер Ольга Голодец, которая курировала социальную сферу.

С той поры усилиями Сергея Кравцова началась «отстройка» системы «честного ЕГЭ». Отстроили так, что искры из глаз летят.

Сегодня, согласно регламенту, каждый испытуемый должен сдать на временное хранение все гаджеты, от телефонов до часов. Затем его пропускают через рамки металлоискателей. Во всех экзаменационных залах ведётся видеонаблюдение с онлайн-трансляцией. В каждом зале — надзиратели и наблюдатели. Ещё 50 тысяч общественных наблюдателей могут следить за экзаменом в Сети.

Строго регламентировано поведение экзаменующихся. Стиль: «шаг вправо, шаг влево — считается за побег, прыжок на месте — попытка бунта, стреляем без предупреждения». Нельзя даже самостоятельно поднять с пола упавшую ручку, только уведомив надзирающих. Заполняется «туалетная ведомость»: кто, когда и на какое время отлучался с экзамена в места общего пользования. Нарушения караются выдворением с экзамена без права пересдачи.

Вот такую систему построил в Рособрнадзоре новый министр просвещения ради честности и прозрачности экзамена. Собственно, эти успехи Сергея Кравцова на ниве «возвращения доверия школы и общества к ЕГЭ» и подавались как аргумент в пользу его продвижения на пост министра.

Ещё учителя и директора школ отмечали кратное увеличение количества бумаг и таблиц, которые надо заполнить, чтобы доказать, что ты учитель, а не верблюд. Когда жалобы педагогов на невиданное количество проверок и ничем не оправданную бюрократизацию школы дошли до самого верха, руководитель Рособрнадзора публично пообещал, что с 2018 года число проверок в школах сократится на треть. Это оказалось чистой правдой. Проверок стало меньше, зато выросло количество «мониторингов» и «скринингов». Вероятно, новый министр верит в магию слов.

Вот ещё одно тому доказательство. С этого года Кравцов планировал наладить тестирование soft skills — гибких компетенций и навыков российских школьников. Так прямо и заявил на конференции «Школьное образование XXI века: формирование и оценка гибких компетенций»: «С 2020 года мы планируем запустить национальные исследования качества образования, ориентированные в значительной степени на оценку гибких компетенций, чтобы в дальнейшем иметь возможность использовать полученные результаты для развития наших национальных экзаменов и других процедур оценки качества образования».

Кто не знает, гибкие навыки (soft skills), в отличие от профессиональных знаний и навыков в традиционном понимании (hard skills), не зависят от специфики конкретной работы, зато связаны с личностными качествами и установками, такими как ответственность, дисциплина, самоменеджмент, а также с социальными навыками — коммуникация, работа в команде, эмоциональный интеллект…

Как будет оформлен в национальных экзаменах тест «на эмоциональный интеллект» или «ответственность и дисциплину», новый министр пока не пояснил. Хотя, может быть, они уже введены, в виде «туалетной ведомости» и металлодетекторов при сдаче ЕГЭ и ОГЭ…

В общем, будущее просвещения российского более или менее понятно. Оно будет построено по заветам Скалозуба: «Учёностью меня не обморочишь; / Скликай других, а если хочешь, / Я князь-Григорию и вам / Фельдфебеля в Вольтеры дам, / Он в три шеренги вас построит, / А пикните, так мигом успокоит…».

Поделиться ссылкой:

  • Василий Перейра Reply
    5 лет ago

    Мой отец рассказывал, как выразился один из немецких офицеров, проводивших показательный расстрел тех, кто сотрудничал с партизанами: «Русских можно победить, только, выбив им мозги!» Судя по всему, появились достойные продолжатели дела этого немца, уже среди своих. Своих ли?

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

1 × два =