Долгие праздники — долгие печали. Это я к тому, что пожелавшие слегка смочить горло после новогодних возлияний сделали для себя печальное открытие: крепкий алкоголь в магазинах подскочил в цене.
С чего это вдруг? А с того, что надо следить за новостями — Минфин ещё в декабре принял соответствующее решение. Только не подумайте, будто власть задумала и тут выкачать из народа побольше денег. Нет, конечно. Минимальная цена для водки — 230 рублей, а для коньяка — 433 установлена единственно для того, чтобы соотечественники поменьше злоупотребляли и вели здоровый образ жизни.
Сразу оговорюсь: лично я и крепкие напитки есть две вещи несовместные. Так что очередное нововведение адресовано другим людям. И не нужно быть социологом, чтобы понимать — в основном малоимущим.
А результат уже есть. За последние лет десять магазинная водка подорожала почти в пять раз. При этом до 2010 года рынок суррогата, включающий парфюмерно-косметические жидкости, аптечные настойки и самогон, составлял в России примерно 300 миллионов литров, а в 2016 году достиг 850 миллионов литров.
Пару дней назад в аптеке стоявшая передо мной вполне себе прилично одетая женщина неопределённого возраста спросила «Корвалол». Фармацевт крайне раздражённо назвала цену. Поникшая покупательница, пересчитав зажатую в кулаке мелочь, едва не заплакала:
— У меня пять рублей не хватает…
Я тут же, пожалев бедолагу, предложила фармацевту:
— Высчитайте эту пятёрку с меня.
И услышала в ответ категорическое:
— Не надо!
Тяжко вздохнув, покупательница пошла к выходу, а фармацевт, явно желая загладить свою резкость, объяснила мне:
— Вы что, не знаете, они его пьют!
О том, что некоторые наши, порой даже вполне приличные граждане, пользуют аптечную «Настойку боярышника», я слыхала и не раз. Но чтобы «Корвалол» (!) — про такое никто не рассказывал.
Говорят и пишут, будто мой родной Петербург входит в пятёрку малопьющих городов России. Но что-то мне в это не верится. Ну, хотя бы потому, что неоднократно замечала в торговых центрах, как бойко идёт продажа самогонными аппаратами.
К слову, по официальным данным, в России изготовлением этой бытовой техники сейчас занимаются около сотни компаний, причём реализация ежегодно возрастает на 25 процентов. Ещё бы, дело-то выгодное! 5 кило сахара, необходимых для получения 4 литров домашнего алкоголя, — это рублей 200. Ещё четвертной — за воду, электричество и дрожжи. Выходит, себестоимость поллитровки — меньше 30 рублей. И никаких приказов Минфина об очередном повышении минимальных цен…
С моим особым мнением по поводу подорожания водки, коньяка, бренди и всего остального, что крепостью выше 28 процентов, можно, конечно, не согласиться. Какой я специалист, если не только не работаю в этой сфере, но даже не потребляю! Но вот гневные мнения профессиональных экспертов: рост цен неминуемо приведёт к сокращению легального рынка алкоголя и увеличению потребления суррогатов.
Недавно на одной из новостных лент был размещён комментарий известного нарколога: «30-35 процентов россиян, то есть порядка 20 миллионов человек, покупают то, что по 50-100 рублей, и пьют эту нелегальную суррогатную продукцию. А когда минимальная цена увеличится до 230 рублей, многие из тех, кто сегодня употребляет легальный алкоголь, то есть примерно 8-10 миллионов человек, перейдут на самогон. Купят самогонные аппараты и начнут гнать. И государство, между прочим, ряды трезвых граждан не увеличит, зато часть налогов потеряет».
Вывод очевиден: повышение цен ничего не даёт, кроме обратного результата. По-моему, борьба с зелёным змием — это вообще другое. Это реальная возможность лечиться от алкогольной зависимости. Дёшево или совсем бесплатно заниматься спортом. Иметь интересную работу. Развивать свой малый бизнес…