Дензнаки нашей судьбы

Светлана Белоусова
Февраль05/ 2020

Помощь ближнему — в высшей степени благородное дело. Однако мало быть способным на это. Надо ещё уметь помочь так, чтобы не обидеть, не унизить, не оскорбить…

В субботу вечером отправилась я в магазин, затариваться продуктами на неделю. Набрала целую телегу. Стою перед кассой, думаю: как дотащу?

Передо мной в очереди — очень пожилая женщина. Типичная коренная ленинградка: старо-советское пальто с коричневым норковым воротником, когда-то нарядная шляпка, сумочка на двух тоненьких ручках, явно купленная в 1970-е годы …

Внимательно глядя, как кассирша сканирует штрих-коды на батоне, колбасе, пакете кефира и пластиковом мешочке с яблоками, старушка то открывала, то вновь закрывала видавший виды кошелёк. Было видно: она нервничает. Это подтвердилось, когда, услышав, какую сумму нужно заплатить, она, не сдержавшись, заплакала:

— У меня не хватит… Давайте, я что-нибудь оставлю…

И тут я совершила страшную, непростительную бестактность:

— Вы позволите мне вам помочь?..

— Что? О чём вы? — испуганно оглянувшись на выстроившуюся возле кассы очередь, спросила женщина. — Нет! Конечно, нет! Благодарю!

…Я шла домой по ярко освещённой фонарями улице. Нежданно-негаданно подморозило. Мимо, ускоряя шаг, проходили люди, у каждого свои заботы-хлопоты, радости и неурядицы, цели и интересы. А у меня в голове навязчиво крутилась мысль: как же так? Из-за чего и когда мы разучились помогать нуждающимся, а они начали стесняться принимать помощь? Почему в прежние, ещё досоциалистические времена, благодаря неоскудевающим рукам дающих, в России мало кто умирал от голода и ночевал на улице, а сегодня мы стараемся не замечать роющихся в помойке бомжей и часами стоящих на пронизывающем ветру нищих?

Да как же, чёрт подери, я сама могла вчера пройти мимо мужчины, вытаскивающего из урны кем-то недоеденную булочку?! Изворотливый мозг услужливо подсказывал житейские оправдательные штампы: «я опаздывала на работу»… «он был совсем ещё не старый и явно с похмелья»… «всех не пережалеешь»…

Но скребущиеся кошки в душе ни в какую не желали униматься, и в памяти сама собой всплыла когда-то где-то слышанная притча. Речь в ней шла о богатом купце, который каждый раз, идя к заутрене, обедне или вечерней службе, подавал всем нищим на паперти по копеечке. И так всю жизнь. А когда преставился, увидел, что стоит на берегу широкой реки, за которой простираются райские кущи. Задумался новопреставленный, как бы ему достигнуть Царствия Небесного? И тут, откуда ни возьмись, стал сам собой выстраиваться кирпичный мост, и с небесной высоты донёсся голос:

— Каждый кирпичик сего моста суть копеечка, поданная тобой обездоленному.

Обрадовался купец, побежал на другой берег, и всего один шаг ему оставался, чтобы очутиться среди праведников, как вдруг видит — последнего кирпичика-то не хватает! А случилась эта беда оттого, что он недодал кому-то копеечку…

Нельзя сказать, чтобы в наши дни совсем не было людей, помогающих тем, кому тяжело. Вот только почему, перечисляя деньги на детский приют, дом престарелых или в образовательный фонд, каждый сегодняшний благотворитель стремится проставить свой логотип всюду, где только позволяют условия спонсорского договора? Верно ли это, если сказано: «о милостыне должны знать лишь рука дающая, да рука берущая»?

Что ж… С христианской точки зрения, рвение объявить миру о своём благотворении неправильно. Но, с другой стороны, ведь совсем даже не плохо, если люди узнают о чьих-то добрых поступках? Во всяком случае, в дореволюционной России подобных случаев было не счесть. Филантропы сплошь и рядом получали от правительства ордена и медали. Их имена печатались в газетах и журналах. А поощрённая таким образом благотворительность пользы приносила не меньше, чем та, что приходила нуждающимся анонимно, от души.

На спонсорские деньги строились работные дома, устраивались в больницах занедужившие, помещались в богадельни старики и инвалиды. Кормили прохожих калик в крестьянских избах, попечительствовали в приютах члены царской фамилии, подавали калачики заключённым чиновничьи жены — во всех слоях общества было принято делиться с ближними и дальними. Каждый давал, сколько мог. Но, самое главное, делалось это так, чтобы принявший помощь не чувствовал себя униженным!

Ну, что тут скажешь… Говорят, способность дарить — большой талант. А талант, как утверждают специалисты, не обязательно даётся от рождения. Человек при желании способен его в себе развить. Так, может быть, ещё не поздно?..

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

четыре × 2 =