Игра в коронавирус — для кого с профитом, а для кого и без

Марианна Баконина
Февраль04/ 2020

Нас на планете Земля все больше, нервы у многих расшатанные. А тут вдруг китайский коронавирус, неведомый и ужасный. Не дай Бог и в самом деле придёт чума на оба наши дома?

Вы раньше слышали про китайский город Ухань? А, между прочим, примечательный такой город, 12 миллионов населения, побратим Саратова и Бишкека. В 1960-ые годы тамошние жители с оружием в руках сражались с бесчинствующими хунвейбинами. Так что город боевой.

Но мы про него не слышали, пока из всех утюгов нам не стали рассказывать, что там каким-то новым, ранее науке неведомым коронавирусом, который теперь назвали «2019-nCoV» заразилось 3, 7, 8, а теперь уже 16 тысяч человек, а 259 человек за месяц скончались.

О том, что люди заражаются ранее неведомым вирусом, китайцы выяснили к 31 декабря, Хорошо, у них это не праздничный день. Оповестили ВОЗ, где международные чиновники от медицины тут же начали заседать и решать, чем грозит миру уханьская зараза, попутно строго наказав китайским товарищам усилить меры безопасности, прекратить и не допустить.

Меры безопасности были приняты незамедлительно. Регион с населением в 60 миллионов человек блокировали силами военных, выставили патрули в аэропортах и на вокзалах, граждан с температурой или просто подозрительных госпитализировали медики в костюмах спецзащиты, больше похожих на скафандры космонавтов. В Ухане начали возведение дополнительных госпиталей опять же силами армии, причём стройку транслируют on-line, и миллионы зрителей затаив дыхание следят за темпом работ.

Кампанию «по недопущению и прекращению» широко освещали в прессе, а власти разных стран, от Австралии до России, сочли своим долгом присоединиться к священной войне с неведомой заразой, объявили об учреждении чрезвычайных штабов и начали заседать. В России, например, где выявили 2 (двух) зараженных китайцев, такие штабы заседают в ежедневном режиме. А россиян из Китая эвакуирует военная авиация, чтобы все видели — Родина помнит, Родина знает.

Биологи и медики по всему миру начали экстренно просить гранты и субсидии на разработку вакцин, препаратов, способных исцелить коварный «2019-nCoV», и тест-систем для выявления опасной инфекции. Рядовые граждане тоже бдительны: в эстонской гостинице персонал, обеспокоенный долгим пребыванием парочки китайцев в гостиничном номере, вызвал «Скорую», чтобы специалисты проверили, не скосил ли уханьский недуг постояльцев из Поднебесной. Надо сказать, китайские любовники отнеслись с пониманием, сдали все положенные анализы и были признаны здоровыми. Как сформулировано в пресс-релизе: «охотно согласились на сотрудничество».

Заголовки в прессе угрожают: «Коронавирус окружает Петербург». Это потому, что в Петрозаводске у студента Консерватории, вернувшегося из Китая, температура 37,3. Он, конечно, в изоляторе.

Паника и чрезвычайщина, только из-за того, что где-то на краю земли в гигантском городе чем-то неведомым заразилось 14 тысяч человек, а некоторые из них привезли эту заразу в США, Россию или Германию. Что пугает больше — болезнь или её таинственность?

Вообще-то, человечество сосуществует с бактериями, вирусами, в том числе коронавирусами, на протяжении всей своей истории. Правда, обнаруживать их научились только к концу ХIХ века. Причём первый вирус обнаружил российский учёный Дмитрий Ивановский, объявивший об этом своём открытии в 1892 году. С той поры их наоткрывали столько, что полный список занимает полторы тысячи страниц убористого печатного текста. С прошлого года решили даже отказаться от печатной версии списка вирусов и ограничиться цифровой.

Мы живём среди вирусов, и вирусы живут среди нас. Не все вирусы одинаково опасны. Настоящим бичом для человечества тысячелетиями была чёрная оспа, чрезвычайно выносливый и смертоносный вирус. Им заразиться можно было через одежду больного спустя много лет, а смертность превышала 60 процентов.

На фоне оспы уханьский незнакомец — просто белый и пушистый дилетант. Способен продержаться в неблагоприятной среде, на какой-нибудь посылке или газете не более 10 дней, убивает 2 процента заразившихся да и то, если они и без того слабые и больные. Откуда тогда паника и всемирная суета? Откуда заголовки про «жёлтую угрозу», отдающие некрасивым расизмом?

Вот банальный грипп, тоже вирус, от которого на минуточку только в США с октября 2019 года по февраль 2020 умерло 20 тысяч человек (по России адекватных цифр нет, но тоже наверняка не одна тысяча смертей). Тем не менее, никакой паники, никаких спецкостюмов и прочего маскарада. Учёные рутинно работают и пытаются угадать, как вирус гриппа мутирует в будущем году, врачи рутинно советуют мыть руки, проветривать комнаты и сидеть дома, если вы вдруг начали чихать и кашлять.

Или скажем корь, чрезвычайно опасный вирус, каждый заболевший может заразить до 18 человек, уханьский гость куда менее заразен, по разным оценкам, его подхватят два-четыре человека, контактировавшие с больным. Корь в Россию возвращается регулярно, в 2018 году заболело больше двух с половиной тысяч человек. И это при том, что есть прививки, и большинство населения их делает. На соседней Украине и вовсе эпидемия, за последний год 150 тысяч заболевших, и никакой паники, никаких костюмов спецхимзащиты и блокпостов на границах с Европой.

Все боятся не хорошо знакомой заразной кори, а неведомого «2019-nCoV», куда менее заразного и смертоносного.

Может быть потому, что бояться кори или гриппа не так интересно? Никто не расскажет, что вирус пришёл к нам от летучих мышей, потому что в Китае из них варят суп. Никто не выделит экстренный грант на исследования, потому что все гранты на грипп и корь уже выделены и распределены. Никто не ведёт торговую войну с Китаем, а паника вокруг чуть ли не пандемии уже больно ударила по китайской экономике. Уханьский незваный гость появился на удивление вовремя. Не грех и масла в огонь подлить. Попугать слегка человечество.

Помните, в 2003 году мир боялся атипичной пневомонии, потом свиного гриппа, потом птичьего… Где все эти угрозы, куда подевались? А никуда, изучены, каталогизированы и — забыты.

Но так ли боятся те, кто нас усиленно пугает?

Вот CNN, например, регулярно передаёт сводки с уханьских фронтов, и вдруг среди них появляется «аналитика» вокруг двух фотографий. На одной — штаб президента Дональда Трампа, созданный для борьбы с уханьским злом, на другой — штаб президента Барака Обамы, который боролся с лихорадкой Эбола. Так вот, автор «анализирует» персональный состав этих чрезвычайных органов и приходит к выводу, что штабу Трампа явно не хватает разнообразия, на политкорректном английском — diversity. У него в штабе преимущественно белые мужчины и чуточку белых женщин, тогда как Обама привлекал к войне с Эболой цветных и афроамериканцев. И сразу становится ясно, что никто никакой пандемии не боится, потому что, когда и впрямь чума на пороге, человеку всё равно, кто его исцелит — белый гетеросексуальный мужчина или цветная лесбиянка, был бы доктор хороший.

Но это человечество поймёт, когда заявится настоящая чума. А в войне с мифической заразой можно переживать и о diversity, и тренировать военных медиков, и гулять в скафандрах.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

семнадцать − два =