Новая книга, рецензия: Алекс Белл. Мировое правительство

Владимир Соболь
Февраль05/ 2020

Как показывает практика, даже примитивно и неумело написанные литературные произведения находят своих поклонников. Почему? Многие любят, чтобы всё было «просто и без лишних затей».

В начале 1970-х годов вышла забавная книга «Джин Грин — неприкасаемый». Автором на обложке значился некий Гривадий Горпожакс. На страницах романа разворачивалась злосчастная судьба бывшего студента американского колледжа, ставшего бойцом элитных частей армии США. Читалась книга легко, а описание тренировок, боёв, диверсионных актов и прочих реалий тамошней жизни, чего уж таиться, принималась нами с доверчивостью незнаек. И лишь спустя несколько лет выяснилось, что под иностранным псевдонимом скрывается весёлая компания прекрасных русских писателей — Овидий Горчаков, Григорий Поженян и Василий Аксёнов.

С тех пор я закаялся читать «наших» об «ихних». Но намедни — попался. Взял в руки книгу, прельстившись аннотацией и, каюсь, даже не заметил отсутствие фамилии переводчика. Когда же обнаружил «подставу», всё равно решил дочитать до конца. Подумал, что, может, сэкономлю другим силы и время. Потом уже отыскал в Сети настоящую вроде бы фамилию автора, но всё-таки буду называть его так, как рекомендовало издательство.

В романе Алекса Белла центральное место занимает компьютерный гений, резидент, разумеется, Соединённых Штатов, разработавший новый способ шифровки суперконфиденциальной информации. Но главным стержнем повествования оказывается история мировой закулисы — Федеральной Резервной Системы США, которая, оказывается, управляла всеми движениями человечества в XX веке и собирается продолжать свою злобную деятельность и в новом тысячелетии.

Издательская аннотация уверяет нас, что сей Белл окончил Гарвардскую школу бизнеса, что, кажется, должно подтвердить предложенные нам интриги и размышлизмы. Но ведь нет! Удача писателя зависит от его способности убедить читателя, прежде всего, своим текстом. Кто-то из коллег резонно заявил, что у Гоголя может быть написано: открылась дверь, вошёл черт, и — веришь. У плохого писателя читаем: открылась дверь, вошёл человек, и — не веришь ни единому слову.

Так и я не поверил ничему из того, что предлагает мне имярек, скрывшийся под англоязычным псевдонимом. Даже реальные факты выходят под его пером/клавиатурой размытыми, смазанными, нечёткими и — невероятными. Хотя, проверил я — в 1933 году у граждан США действительно изымали золотые запасы в принудительном порядке. Случилось это в духе одного из эпизодов романа Михаила Булгакова. Но тайные пружины этого события Белл представляет читателю так, что даже имена, фамилии исторических персонажей кажутся фэнтезийной придумкой.

Провал в способностях автора — не умеет он писать прозу. Нет в нём никакой художественной жилки. Так, в эпизоде лихой вечеринки золотая молодёжь «века джаза» изъясняется на жаргоне российских улиц начала третьего тысячелетия. И такие провалы вроде «ржача» соседствуют с упоминанием Гэтсби. То есть наш Белл вроде и слышал о Фрэнсисе Скотте Фитцджеральде. Мог бы и поучиться у американца искусству составления диалога, но — увы. Так что, возможно, зря я сравниваю Белла с Горпожаксом. Под тем псевдонимом скрывались профессионалы, причём высокой пробы.

А между тем успех книги весьма вероятен. Публика любит простые тексты и примитивные объяснения. Примером тому может служить хотя бы Роберт Ладлэм. Помню, «Бумагу Мэтлока» сам проглотил за один вечер. Но потом все эти «рукописи» и «созвездия» оставляли лишь дурное послевкусие. Хотя интригу этот настоящий американец завернуть может. А наш родной размазывает по тарелке манную кашу. Мелькают перед читателем города и страны, параллели, меридианы, но остаются они лишь чёрными буковками на белой бумаге.

Всем, всем, если верить Алексу Беллу, решительно всем управляет тайное мировое правительство. О разрушении часовни он умалчивает, но СССР «закулиса» обваливает одним манием шуйцы. Попросили некие супербонзы об услуге, увеличила Саудовская Аравия добычу нефти, упала цена на углеводороды, и тут же рухнула одна шестая часть суши.

Думаю, именно такое стремление объяснить сложное простым обеспечит книге достаточный уровень продаж. Что там вспоминать четвёртый закон формальной логики, тот самый, что требует достаточных оснований для утверждений, процедур, выводов? Массовое сознание мифологично и стремится объяснить непонятное — элементарным. Почему каждый день ходит пред нами солнце? Да потому, что бог Гелиос объезжает Землю на золотой колеснице, запряжённой четвёркой огненных жеребцов. Всё просто, понятно, и нечего слушать упрямого Галилея!

Мистер Белл пытается подтвердить свои идеи словами античного мыслителя, вынесенными в эпиграф. Якобы Цицерон объявил, что в подлунном мире нет места случайностям. Да, на этом предположении выстроил свою картину мира Пьер-Симон Лаплас. Учёный, работавший на рубеже XVIII и XIX столетий, утверждал, что если бы человек мог учесть все начальные условия и внутренние силы, то сумел бы описать состояние сколь угодно сложной системы и в прошлом, и в будущем. Но уже в начале прошлого века Вернер фон Гейзенберг сформулировал принцип неопределённости, ставший одной из аксиом современной интеллектуальной парадигмы. Первоначально физики убедились, что чем точнее мы измеряем координаты одного отдельного взятого нейтрона, тем меньше знаем, куда же он направляется. А дальше они убедили и остальных, что судить о мире, о его будущем мы можем только с некоторой долей вероятности.

Те же, кто размечают устройство Вселенной по принципам планиметрии и арифметики, пытаются манипулировать нашим сознанием. Иногда, если судить по отзывам читателей в Сети, это им, увы, вполне удаётся.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

восемь + двадцать =