От храма Спаса Нерукотворного Образа — до Казанского собора

Андрей Чепакин
Февраль21/ 2020

В минувшее воскресенье молодые православные верующие Петербурга

в седьмой раз прошли крестным ходом по центру Северной столицы. Так они отметили День православной молодёжи.

 

 

 


Вообще-то, этот праздник распространился в пределах Русской Православной Церкви ещё с 2002 года. Он приурочен ко дню Сретения Господня, который отмечается 15 февраля. Сретение (сърѣтение) на церковнославянском  — встреча. А День Сретения символизирует встречу во времени Ветхого и Нового Завета, иудейской и христианской веры.

Для нас, в новой России, этот праздник несёт в себе память ещё об одном дне, символизируя сретение Родины и воинства, вернувшегося 15 февраля 1988 года в пределы своего Отечества.

…К 10 часам утра участники крестного хода собрались в храме Спаса Нерукотворного Образа, что на Конюшенной площади. Здесь была исполнена Божественная литургия, возглавил её митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

По окончании богослужения крестный ход двинулся в сторону к каналу Грибоедова по направлению к Невскому проспекту.

Вот уже второй год  по выходным дням петербургский фотожурналист, председатель Гильдии фотожурналистов Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Андрей Чепакин отправляется с коллегами и теми, кто хочет познать секреты профессии, в путь по родному городу. Эти «прогулки» проходят в рамках образовательного проекта «Петербургские фотопутешествия» #photowalksspb 

Фотографы гуляют, думают, снимают… Перед следующим выходом встречаются и досконально обсуждают-разбирают сделанное. Готовят отчёт-публикацию для журнала и материалы для выставок. 

Проект открыт для всех фотографов, независимо от стажа и опыта. 

Вопросы по участию: a.chepakin@yandex.ru. 

Страница в Фейсбук. 

Храм Спаса Нерукотворного Образа (или, как его часто называют прихожане Спасо-Конюшенная церковь) — один из старейших в Петербурге.

Поначалу церковь была деревянной. Возвели её в 1737 году по проекту Доменико Трезини, первого архитектора юной столицы. Однако уже через девять лет прежнюю церковь перестроили в камне и освятили ещё раз. А в 1810-х годах по проекту зодчего Василия Стасова полностью реконструировали. После этого храм стал одним из самых красивых и, если так можно выразиться, статусных в Северной столице.

Достаточно назвать всего три события, благодаря которым Спасо-Конюшенная церковь навсегда вошла в историю города и всей России. В 1826 году здесь установили «печальную колесницу», которая доставила в Петербург тело императора Александра I, скончавшегося в Таганроге. 1 февраля 1837 года здесь же отпевали первого поэта России Александра Пушкина, и отсюда его тело тайно было увезено на Псковщину, в Святогорский Успенский монастырь. А 2 марта 1857 года в этом храме отслужили первую в России панихиду по скончавшемуся в Берлине Михаилу Глинке.

…Большевики закрыли церковь и разместили в ней клуб конной милиции, потом — отделение института Гидропроект, ещё позже — …туалет.

Храм Спаса Нерукотворного Образа вернули Церкви только в 1990 году.


 

 

 


 

Путь участников крестного хода пролегал по тому берегу канала Грибоедова, где находится Храм Воскресения Христова (или, как его издавна называют в Петербурге, Спас-на-Крови).

Церковь эта построена там, где был убит Александр II. И внутри сделана сень, под которой можно увидеть сохранённую часть набережной канала — решётку, тротуар, булыжную мостовую. Это то самое место, где взорвалась бомба, смертельно ранившая государя.

Храм строили долго — почти четверть века. И вышел он в «русском стиле», который, мягко говоря, никогда не был характерен для петербургской архитектуры. Недаром сами петербуржцы считают Спас-на-Крови копией московского храма Василия Блаженного. Некоторые даже иронично уточняют: «всего лишь копией».

Так это или не так, можно спорить долго. Но на самом деле город давно принял это не совсем характерное для него церковное здание. Более того, иные историки считают, что храм, выполненный в подчёркнуто русском стиле, наглядно показывает: Петербург, несмотря на его традиционно западноевропейскую архитектуру, — русский город.


 

 

 


 

Крестный ход двигался от Спаса-на-Крови к Невскому проспекту, а точнее — к Казанскому собору.

Собор — полная противоположность Спасу-на-Крови. И хотя они находятся по разные стороны от Невского проспекта, их нетрудно увидеть почти одновременно. Для этого надо встать перед входом в Дом Зингера (Дом книги) и посмотреть сперва в одну сторону, а потом в другую.

Своим внешним видом Казанский собор сильно напоминает собор Святого Петра в Риме. Автора проекта Андрея Воронихина долгое время обвиняли, как мы бы теперь сказали, в плагиате. Но, во-первых, желание, чтобы новый храм напоминал знаменитый римский собор, принадлежало самому императору Павлу I, а, во-вторых, когда строительство было завершено, крупнейшие зодчие вынуждены были признать, что это самостоятельная работа — с другими пропорциями и планировкой.

К тому же воронихинский проект прибавил к европейскому строгому классицизму характерную для русского начала XIX века триумфальную пышность. Не удивительно, что после победы в Отечественной войне именно в этот собор перенесли штандарты и знамёна наполеоновских войск, ключи от взятых городов и здесь же похоронили главнокомандующего русской армией Михаила Кутузова.


 

 

 


Фото: Андрей Чепакин


Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

4 × 4 =