Свыше половины верующих в Латвии — лютеране, ещё четверть — католики. Православных — 9 процентов. Много это или мало? Рассказывает настоятель церкви Михаила Архангела протоиерей Олег Пелевин.
— Отец Олег, у вас большая община?
— На самом деле это сложный вопрос. Многие бывают в храме далеко не регулярно. Заходят, чтобы поставить свечку, крестить ребёнка, отслужить панихиду, на Пасху хотят освятить яйца. Сколько раз бывало: «Здравствуйте, — говорят, — мы ваши прихожане!». Я им: «Что-то я вас не помню…». Удивляются: «Как же, мы ведь у вас крестили дочку?». «Когда?» — «12 лет назад». Даже и не знаю, можно таких людей считать членами нашей общины?
Могу сказать только одно: в воскресный день и в праздники наш храм всегда полон.
— А сколько этнических латышей?
— Их немалая доля. В Латвии Православная церковь издавна пользовалась большим уважением. В XIX веке у нас даже бытовало довольно широкое движение за переход местных жителей в православную веру. Сейчас только в Риге работают два православных прихода, в которых службы ведутся на латышском языке. К слову, в своё время немало латышей стало православными священниками. Наиболее известен в Латвии — Преосвященный Иоанн Поммер. Он служил епископом Пензенским и Саранским, позже — архиепископом. Но вскоре после революции в России, с началом 1920-х годов возвратился в Латвию. Он служил здесь в одной из православных церквей и погиб в 1934-м…
— Недавно в рижской газете вышла статья, в которой утверждалось, будто его убили агенты НКВД. Это так?
— Ну, подробностей той трагедии я не знаю. Знаю только, что Латвия в ХХ веке не испытала особых преследований за веру. Да, как и повсюду в Советском Союзе, закрывали храмы, многих духовных лиц подвергли репрессиям. Однако в нашей Риге и в советские времена работали почти четыре десятка церквей разных исповеданий. В том числе действовал и наш храм.
— А каково пришлось Православной Церкви после того, как в 1990-х Латвия вновь стала независимым государством?
— С конца прошлого столетия и теперь наша Церковь занимает в стране достойное положение. Достаточно сказать, что она входит в число наиболее влиятельных конфессий. Наряду с другими религиозными организациями, Православной Церкви Латвии, на основании закона реституции, возвратили все здания, сооружения и землю, которые принадлежали нашей Церкви до 1940 года. Сегодня, как и в прежнее время, богослужение ведём на старославянском языке и придерживаемся Юлианского стиля. Ведём активную издательскую деятельность — выпускаем книги, брошюры, буклеты, газеты… Вот взгляните — какой прекрасный у нас календарь.
В 1990-м году, после того как Латвия вновь обрела самостоятельность, начали открываться воскресные школы. И наш храм тоже предложил записаться всем, кто хочет заниматься в такой школе. Записалось 80 человек! Мы не знали, как разместить такое количество людей? Спасибо музыкальной школе, которая находится с нами по соседству, — она предоставила нам в аренду один из своих классов.
— Сколько учеников сегодня?
— Сейчас в нашей воскресной школе три группы — две для детей и одна для взрослых. Группа для взрослых организовала хор, который уже много лет выступает с большим успехом. В том числе в одном из рижских домов престарелых. В этом доме имеется небольшое помещение — молитвенная комната. Там и проводим богослужения, праздники для пожилых людей, там же выступает наш хор. На праздники привозим подарки, правда, очень скромные.
— Отец Олег, при входе в ваш храм висит объявление, приглашающее в паломнические поездки по странам Балтии. И много желающих?
— Да, несомненно. И в Литве, и в Эстонии немало православных святынь. В Вильнюсе — мощи Святых мучеников Виленских, в Каунасе — чудотворная икона Матери Божией, в Эстонии — Пюхтицкая обитель… Кстати, православные из Эстонии и Литвы нередко бывают и у нас. Например, в Екабпилсском Свято-Духовом мужском монастыре и в Спасо-Преображенской пустыни.
Сотрудничество с православными Церквами других стран Балтии — это ещё и конференция «Церковь, семья и школа», которую мы организуем у себя ежегодно. В такие дни к нам прибывают до 300-400 гостей. Приезжают, кстати, и представители других церквей — лютеранской, католической, старообрядческой…
— Слушаю вас и не могу удержаться от вопроса… Всё, о чём вы рассказываете, требует средств, а латвийская Православная Церковь, насколько я могу судить, небогата.
— Да она и никогда не была богатой. Мы стараемся многое делать за счёт своих церковных доходов, однако далеко не на всё их хватает. Выручают пожертвования, поступающие от верующих. В числе подарков, которые мы получили, — святые иконы, оклады для образов, лампады, подсвечники… К слову, у нас в храме есть киот — он был сделан во Владимирской губернии, — сохранившийся с царского времени.
Да ещё вот, посмотрите: это икона «Всецарица». Она у нас совсем недавно. Рассказывают, очень помогает тем, кто борется с онкологическим заболеванием. А преподнесла её храму женщина—врач. Своё имя она не назвала, попросила только надписать: «От уверовавшего врача». По-моему, это очень трогательно…
Рига–Санкт-Петербург