Депутаты Госдумы и некоторые чиновники, что ни год, выступают с одним и тем же требованием: ввести возрастной ценз для автомобилистов! А в последнее время к ним присоединились уже и блогеры.
Граждане, облечённые властью, объясняют своё предложение тем, что современная дорога — это сплошной стресс, а у пожилых людей со здоровьем чаще всего дела не в порядке. У одних — гипертония, у других — сердце, у третьих — спазмы сосудов… Мало ли что может случиться?..
Блогеры никакой властью не стеснены, а потому более откровенны. Один из них — как всегда аноним, под ником, — изобрёл целых пять причин, чтобы запретить старикам после 70 управлять автомобилем.
Во-первых, пожилые «привыкли, что все им должны уступать место в метро, а потому и на дороге ведут себя так же». Во-вторых, «едут в очках-линзах и ни черта не видят». В-третьих, «сколько было случаев, когда за рулём сердечко отказало, и всё, ДТП». В-четвёртых, провалы в памяти: «права получил полвека назад, и про правила и знаки давным-давно забыл». Наконец, в-пятых, «тащатся еле-еле, сдерживая весь поток».
Заботливые вы наши! Предусмотрительные и проницательные! Средоточия уважительного отношения к старшим!
На самом деле, стоит выехать на дорогу и оглянуться вокруг без предвзятостей, как тут же выясняется, что все эти страшилки — выдумки любителей заявить о себе. Возрастные водители никогда не лихачат, стараясь показать, кто тут на дороге главный. Не исповедуют агрессивный, а тем более хамский стиль езды. В отличие от молодых, благодаря своему опыту умеют автоматически просчитывать дорожную ситуацию на два-три, а то и на четыре хода вперёд. И уж, само собой, никуда не едут, даже если выпили всего полстопки коньяка.
ДТП по вине пожилых водителей — большая редкость. Во всяком случае, в сравнении с молодыми, которые гоняют как угорелые, заглядываются на водителей противоположного пола и любят покуражиться за рулём, словно подростки на велосипеде.
Тем не менее, неприятности с пожилыми водителями всё же бывают. В экстремальных ситуациях, обычно создаваемых другими — малоопытными автовладельцами или теми же лихачами. Ну, и если, не дай Бог, произошёл инфаркт или инсульт… Однако такого рода несчастье может случиться и с молодыми. Причём у них оно, увы, даже более вероятно — сердечно-сосудистые заболевания нынче сильно помолодели, а в 30–40 лет люди ещё не ходят по врачам, не сидят на пролонгирующих препаратах и не научились прислушиваться к своему организму.
Так почему же многим молодым так терпится ограничить своих предков в праве управлять автомобилем?
Думаю, это продолжение общего и достаточно распространённого у нас в обществе неприязненного восприятия старых людей. Пожилые при нынешних пенсиях чаще всего бедняки. К тому же старость, как правило, не красит человека. Да вдобавок пенсы при нынешней скоротечной изменчивости всего вокруг совершенно не догоняют и не въезжают даже в элементарные вещи… Вот и выходит, что куда приятнее общаться с десятком молодых, чем с одним старым, изгоем общества.
Но расспросите своих бабушек-дедушек, и они вам расскажут немало историй о том, как им откровенно грубят врачи, как оскорбительно подозрительны к ним охранники в супермаркетах, как в летнюю жару официантки не дают им посидеть в кафе, обязательно требуют сделать заказ… Единственно, о чём ваши бабушки-дедушки умолчат, так это о том, что вы не звоните им неделями, а бывает, и месяцами, — потому что им за вас стыдно.
И не скажут вам ваши бабушки-дедушки, что когда-нибудь и вы станете пенсионерами и тогда уж по-настоящему поймёте, что значит быть старым.