Цирк хулиганов

Елена Добрякова
Февраль13/ 2020

Хулиганы — лучшие люди на свете. Так считает руководитель единственного в России и в мире цирка для хулиганов, режиссёр Лариса Афанасьева. И объясняет: главное — они не равнодушные.

Лариса Афанасьева работает с хулиганами уже 20 лет. Создала отличную команду педагогов, тренеров, психологов, режиссёров, профессиональных артистов. Сегодня в афише «Упсала-Цирка» три театральных спектакля, и труппа работает над четвёртым. Он будет называться «Перья» — разговор пойдёт о памяти личной и общества, о непростой истории нашей страны. Участвовать в этом спектакле будут выпускники «Упсала-Цирка», которым от 17 до 37 лет.

Когда-то «Упсала-Цирк» располагался в ЦПКиО, а ещё раньше был почти бродячим. И вот в 2012 году обрёл место на Свердловской набережной…



— Давайте вспомним, с чего все началось.

— Наш цирк стал ответом на то, что происходило в обществе в 1990-е. Многие взрослые остались без работы, без жизненных ориентиров, без воздуха, о чём ярко написала Светлана Алексиевич в романе «Время секонд-хэнда». И многие дети тоже оказались ненужными. Они без цели бродили по улицам, кто-то жил на чердаках и в подвалах. В Петербурге процветала детская проституция, были воровские тусовки…

В этот момент в Петербург приехала из Берлина студентка, будущий педагог Астрид Шорн с идеей создать что-то для детей на улице. Это была её дипломная работа. И она придумала цирк для уличных детей. Для нас обеих это оказалось очень важной и понятной идеей, способной изменить сценарий жизни этих детей.

— А чем вы тогда занимались?

— Я была театральным режиссёром, который разочаровался в профессии. Я ничего не понимала про театр с его ценностями, иерархиями, с его несвязанностью с жизнью. А здесь мне стало всё понятнее — куда двигаться и для чего.

— Лично вас коснулось неблагополучие общества?

— Да, как и 70 процентов жителей страны и как человека, который родился и вырос в сибирском Улан-Уде, где криминальная ситуация всегда была напряжённой. Эта школа меня очень многому научила, дала возможность и в собственной жизни что-то менять. Я поняла, что можно по-другому видеть этот мир, расстаться с агрессией, ждать от мира взрослых не только обиды и затрещин, но и уважения, сопереживания.

— Можно сказать, что «Упсала-Цирк» стал социальным явлением?

— Уверена, что стал. Но мы единственные в стране, это печалит. Мы только что приехали из Испании с большого фестиваля. На шоу-кейсе было представлено 15 contemporary-цирков из Испании, 40 (!) из Франции. И это настоящее направление современного искусства, а не область развлечения.

— Кроме педагогического воздействия на трудных подростков и выступлений на публике, какие задачи вы ставите?

— Сегодня группа социального риска и проблемы детей изменились.

Цирк очень вырос. Три года назад возник инклюзивный проект Пакитан: мы стали работать с особенными детьми с синдромом Дауна. Режиссёр Яна Тумина поставила с ними прекраснейший спектакль «Я — Басё», получивший «Золотую Маску». Кстати, детей Дауна приводят к нам родители, эти дети живут в семьях.

Есть проект Упсала-Ивент. Мы проводим различные мероприятия для компаний, чтобы сохранить самостоятельность и заработать деньги на развитие социальных цирковых проектов. Есть образовательное направление: школа цирковой педагогики, где взрослые могут получить дополнительное образование в цирковой сфере.

Думаю, что мы выросли из социально-культурного проекта и теперь замахнулись на то, чтобы популяризировать культуру нового цирка, создать contemporary-circus с образовательным, продюсерским, театральным направлением. Дружим со Славой Полуниным, он президент фестиваля «Балансировка», который мы организовали в августе, мы обсуждали эту тему с ним на недавнем культурном форуме. Возможно, это должна быть мобильная точка — перемещаться в депрессивные районы города, в спальные, сделать цирк на воде. Есть концепция создавать цирк в лофтах типа Севкабеля, возрождать заброшенные пространства.

— Кто вам помогает?

— Мы работаем без поддержки государства. Но это наш выбор. Помогает Фонд Михаила Прохорова, чем мы гордимся, а также разные бизнес-компании и частные лица. Мы тщательно выбираем себе партнёров, наши установки не должны разниться.

— Кто сейчас приходит к вам в цирк?

— Сейчас группа социального риска и проблемы детей изменились. Школа не даёт ответов на многие вопросы, она оторвана от реальной жизни, там не говорят с детьми на равных, действует система обязаловки, а не сотворчества. В группе риска, по сути, оказались все дети. Есть воспитанники из коррекционных школ, с девиантным поведением. Их поведение начинают корректировать, часто с помощью медикаментов.

Попадая в «Упсала-Цирк», эти дети начинают вести себя по-другому. Они видят, что их ждут, их любят, в них верят. Это безопасное пространство для них. Мы их спрашиваем: что вам интересно, что вы хотите узнать про этот мир?



…Про конкретные судьбы детей, поменявших вектор своей судьбы благодаря «Упсала-Цирку», Лариса Афанасьева рассказывать не стала. Она считает, что важно оберегать жизнь детей и их родителей от лишнего вмешательства.

Главное, что происходит с подростками, — прорыв с точки зрения человеческого роста. В «Упсала-Цирке» пробуют разные методы общения. Если протест, сразу меняется тактика. Сегодня запущена такая история: ребята сами себе ставят цели. Например, научиться жонглировать пятью мячами, не опаздывать, не обижаться на критику. И нет неважных целей, все они достойны уважения. На отдельной стене фиксируются достижения — важно получить от мира отзвук одобрения. И никакого стресса.

C детьми работает замечательный Роман Александров, умеющий слушать их со вниманием и тонко воспринимающий каждого. Нашла себя в «Упсала-Цирке» профессиональный педагог Анна Макарова, не вписавшаяся в традиционную школьную систему.

У приёмных детей через цирк появляется увлечение, страсть к жизни. Звёздной болезни ни у кого не возникает, все занимаются на равных, готовят реквизит, выступают на сцене, обсуждают идеи и планы.

Сегодня шесть выпускников работают в цирке в качестве тренеров. Это некий социальный лифт, который создан внутри цирка для тех, у кого обнаруживается педагогический талант. Второе направление — действует профессиональная группа из выпускников «Упсала-Цирка», тех, кто хочет дальше развиваться, расти.

Фотографии предоставлены «Упсала-Цирком»


Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

17 − 15 =