Без этого аксессуара уважающая себя женщина не мыслит своего появления в приличном обществе. Но родилась дамская сумочка не так давно, в XVIII веке. И, конечно, во Франции, законодательнице мод.
Началось всё с того, что в самой середине «галантного» XVII столетия Людовик XIV де Бурбон, он же Король-Солнце и «величайший модник всех времён и народов», распорядился сшить себе камзол с накладными карманами.
Эта революционная идея оказалась модным приговором. Веками привязываемые к поясу «мешочки для добра» — по сути, поясные сумки — вмиг утратили свою актуальность и отправились в исторический секонд-хенд. Кавалеры, следуя за своим королём, обзавелись одеждой нового фасона и быстро убедились в том, как удобно держать в карманах носовые платки, деньги и ещё уйму самых разных вещей. А вот дамы, поняв, что на юбке с кринолином, а тем более на корсаже карманы выглядят нелепо, озадачились…
Растерянность продолжалась довольно долго. Лишь фаворитка следующего, Людовика, XV, маркиза де Помпадур, женщина с безупречным вкусом, нашла выход из затруднительной ситуации. Появившись в один прекрасный день при дворе с миниатюрным, изготовленным из бархата и кружев, мешочком для рукоделия, она пояснила приятельницам, что данный предмет следует называть reticule (от латинского reticulum — «сеточка»). И, с лёгкой руки этой la dame a la mode, с тех пор в женском обиходе обязательно имеется миниатюрная сумочка в форме затянутого тесёмкой мешочка. Правда, называют её чаще не «ридикюль», а по имени изобретательницы — «помпадур»…
Начав победное шествие по планете, дамская сумочка регулярно видоизменялась и тем самым вписала немало прекрасных страниц в историю моды.
Первым делом сумочка перекочевала из великосветских салонов в мещанские гостиные. В результате крохотный ридикюль не только подрос, но и принял демократичные формы. Отправляясь делать визиты, представительницы среднего сословия, непременно брали с собой декорированные вышивкой, кистями и лентами атласные сумки, устье которых закрывалось с помощью стержня. Самые миниатюрные из них не вмещали ничего, кроме нескольких визитных карточек. В другие, побольше, можно было положить зеркальце, пудреницу, флакон с нюхательной солью и даже кошелёчек-монетницу.
Особой разновидностью ридикюля являлись изящные шателены, которые крепили к поясу с помощью крючка с чеканным щитком. В вечерних сумочках носили веер и бальную записную книжку — carnet de bal. В театральных — предусматривалось место для лорнета или крошечного бинокля.
Все детали ставшего обязательным аксессуара тщательно продумывались. Ридикюль демонстрировал миру индивидуальность и вкус (или отсутствие оного) владелицы. Но самой важной сумочкой в жизни женщины была всё-таки свадебная — та самая, что всегда изготавливалась самой невестой. Служила он своей хозяйке лишь раз в жизни, но, как правило, хранилась до конца дней…
Любопытно, что француженки, подарившие женщинам гениальный аксессуар, не считаются законодательницами «сумочной» моды. Случилось так, что с подачи авторов появившейся в начале XIX века «Энциклопедии прилежной дамы» лидерство в этой области принадлежит англичанкам. В Британии введён даже «Национальный день сумок» (National Handbag Day), который отмечается 4 октября грандиозным показом коллекций. Праздник этот считается настолько важным и значимым, что для дефиле достаются драгоценнейшие экспонаты Лондонского Музея Виктории и Альберта, где собрано несколько тысяч дамских аксессуаров — от эмалированных металлических ридикюлей компании Mandalian Mfg Co и до созданной в начале 1930-х Kelly от Hermes.
К слову, самым большим числом экспонатов располагает токийская Princess Gallery — Handbag Museum, где собраны и бережно хранятся более 3000 ридикюлей. В экспозиции имеется несколько настоящих раритетов, выпущенных в 1896 году Домом моды Louis Vuitton. В соседней витрине, на почётном месте выставлена «2.55» — стёганая удлинённая кожаная сумка Chanel на золотой цепочке, получившая своё имя по дате изготовления — февраль 1955 года.
С недавних пор в токийском хранилище имеется и культовая сумка Birkin, с которой связана красивая легенда. Считается, что её история началась в салоне самолёта, когда фотомодель, актриса и певица Джейн Биркин пожаловалась главе фирмы Hermes, что не может подобрать себе удобную сумку.
— Я сделаю вам такую, с которой вы не расстанетесь никогда! — пообещал ей сосед.
Обещание было выполнено в 1984 году, и сегодня настоящие ценительницы имеют возможность приобрести настоящую Birkin с палладиевой фурнитурой и маленьким замочком, запирающимся на ключик. Стоит это чудо 27 тысяч долларов. Но даже за такие деньги ждать очереди приходится не менее пяти лет.
Стоит ли приобретать сумку-легенду или довольствоваться обычными, каждая женщина вольна решать самостоятельно. Но единственное, о чём не следует забывать, — именно сумочка делает женщину женщиной. А значит, носить её следует с достоинством!