История вещей. Зачем человеку маска?

Маска — ключевое слово наших дней. Но эта медицинская маска — лишь один из множества видов и назначений масок, которые люди начали придумывать едва ли не раньше, чем одежду.

Египетский фараон Пиопи II покинул сей бренный мир за 2279 лет до Рождества Христова. Ему было 60 лет, по меркам тех времён почтенный возраст. Но на маске мумии он — чернобровый красавец в самом расцвете сил.

Неужели древние косметологи знали рецепт снадобья, сохраняющего молодость? Прагматичные историки дают прекрасной маске своё объяснение. Оказывается, древние египтяне отождествляли человека с его изображением, а потому жрецы постарались придать почившему в бозе фараону максимально юный вид, чтобы он оставался таким на веки вечные. Ну, примерно так, как наши косметические компании обещают вернуть вам молодость своими чудо-снадобьями и операциями…

Впрочем, речь исключительно о маске, о той самой, которая испокон веков предназначалась для единственной цели — дать человеку возможность выглядеть иным, чем он является на самом деле… Поэтому маски были самыми разными. Древнейшие —изображали божества или, наоборот злых духов. Позже появились боевые, карнавальные, игровые, театральные маски… Одни из них полностью закрывали лицо, оставляя только прорези для глаз и рта, другие закрывали лишь часть лица, а были ещё и такие, которые даже трудно назвать масками, поскольку они изменяли лицо раскраской или татуировкой…

Древняя африканская легенда повествовала о создании самой первой маски. Однажды молодая красивая замужняя женщина завела друга сердца и стала встречаться с ним на берегу ручья, когда ходила по воду. Её маленькой дочери скучно было подолгу оставаться дома одной, и она просилась пойти вместе мамой. Влюблённая красавица придумала, как отвадить малышку от совместных походов к ручью. Она нарисовала на большом глиняном кувшине страшное лицо. Увидев чудовище, девочка испугалась и потеряла всякую охоту увязываться за матерью.

Имя неверной жены затерялось в глубинах африканской истории, но её великое изобретение осталось жить в веках, начав путешествовать по миру…

Кто сегодня не знает про античные театральные маски! Но поначалу закрывающие лицо изображения использовались для защиты воинов. Прикрепляя к шлему лик Медузы Горгоны, античный воин был уверен — если оберег выполнен в соответствии со всеми правилами, его обладателю не страшно никакое оружие.

Позже появились маски Трагедии и Комедии. А родившийся лет за 500 до нашей эры жанр «ателлана» (народное представление-фарс) расширил число сценических персонажей. Древнеримские зрители любили и узнавали по маске Буккону — плута и болтуна, Паппа — богатого скупого старика, шарлатана Доссена и прожорливого дурачка Макку…

Ателланские фарсы (от названия города Ателла, нынешнего Аверса в итальянской Кампанье) продолжились в искусстве средневековых комедиантов. Во Франции их называли жонглёрами, в Англии — менестрелями, на Руси — скоморохами. Они же дали жизнь и итальянской комедии масок.

В XVII веке праздничный, пёстрый, многоликий мир Панталоне и Бригеллы, Арлекина и Коломбины, Тартальи, Труффальдино и Скарамуша помогал итальянцам отдохнуть от повседневной чопорности академий, церемонных поклонов и огромных париков. Комедианты раскидывали свои шатры перед папскими виллами и близ иезуитских церквей. Иногда актёров приглашали повеселить общество дипломатов, прелатов и великосветских дам.

Постепенно приохотившись к «забавам простолюдинов», элита принялась устраивать такие же развлечения в собственном узком кругу. До нас дошли воспоминания о комедиях, в которых роли главных масок были разыграны во Флоренции художником Сальватором Розой, математиком Торичелли и эллинистом Дати.

Но лишь столетие спустя, когда мода на домашний театр перекочевала во Францию, карнавал уступил место балу-маскараду. Кстати, как утверждают специалисты, полумаска и чёрный плащ как бы затушевывали сословную иерархию. То есть такие увеселения стали прообразом… демократизма! Коронованные особы, скрывая лица, на несколько часов превращались в обычных людей и получали от этого удовольствие.

Так оно или нет, сказать трудно, но просвещённый ХIХ век, модернизировавший быт европейцев, трансформировал и моду на «инкогнито». К примеру, маска стала обязательным атрибутом дам, желавших посетить игорное заведение. Появиться там без маски считалось равноценным выходу в свет в дезабилье.

…Сегодня маски чаще всего можно встретить на карнавальных детских праздниках. Все мы помним то давнее ощущение, когда, надевая маску гусара, мы тут же обретали должную выправку, кокошник Снегурочки дарил нашим щекам румянец, дедморозовский нос придавал осанистости, а вырезанная из яркой бумаги бабочка делала мысли лёгкими и светлыми.

А ещё маски — медицинские — можно увидеть и на маленьких, и на взрослых в нынешние пандемичные времена. Но хотя бы здесь и сейчас не будем о грустном…

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

10 − 5 =