Почему жевательная резинка стала любимицей во всём мире, а особенно среди молодёжи? Науке это неизвестно. Наука пока, как говорится, не в курсе дела.
Археологи с полной ответственностью заявляют: самая старая жевательная резинка в Европе найдена на территории Швеции. Этому кусочку коры берёзы с отпечатками человечьих зубов — 6500 лет.
Ещё вполне точно известно, что с начала II тысячелетия нашей эры племя майя обнаружило «чикл» (натуральный каучук) — густую молочную жидкость, сочащуюся из надрезов коры дикой саподиллы. Затвердевая, жидкость становилась упругой, а главное — вкусной. Во всяком случае, гораздо вкуснее берёзовой коры. Все майя жевали «чикл» ещё и потому, что, по преданию, его большим любителем был Кукулькан, которого этот народ почитал как бога.
Первая жевательная резинка, выпускаемая промышленным способом, появилась в середине XIX века. Тогда она представляла собой каучуковую массу, в которую добавлялись чаще всего кукурузный или солодовый сироп. Современная жевательная резинка была изобретена и запатентована в 1928 году в США. Автором был Уолтер Димер — 23-летний… бухгалтер. Пути изобретательства неисповедимы. Экспериментальным путём Димер разработал эластичный вид резины, которая не прилипала к дёснам, как натуральный латекс каучукового дерева, и вдобавок позволяла выдувать очаровательные пузыри.
Вскоре в изобретение юного американца стали добавлять различные подсластители и ароматизаторы. Так «чуинг гам» превратился в сложносоставное вещество, точную формулу которого каждая фирма-изготовитель всегда держала в строжайшем секрете.
Весь западный мир, от мойщиков окон до президентов крупнейших компаний, жевал резинку, энергично работая челюстями. Ещё бы, ведь сам Марлон Брандо так элегантно проделывал это на киноэкране!
Но советские люди видели жующими резинку главным образом только иностранных спортсменов и тренеров. И завидовали им лютой завистью. У нас в стране резинки не было — ни отечественной, ни импортной. Советская власть вплоть до московской Олимпиады, которая состоялась в 1980 году вместо обещанного Никитой Хрущёвым коммунизма, упорно считала, что нашим людям эта буржуазная причуда ни к чему. Поэтому взрослые втридорога покупали пластики жевательной резинки у фарцовщиков или тех, кто привозил её из-за границы, а дети жевали, что под руку попадётся, — сосновую смолу, гудрон, бумажные катыши и даже ластики.
Сегодня жевательной резинки, слава Богу, и у нас в достатке. Точнее, даже в избытке. И всякий может жевать — не переживать. Однако очень важно помнить, чем жевать и когда. Если у вас слабые дёсны, коронки или хотя бы пломбы, любовь к резинке может обойтись дорого как для вашего здоровья, так и для вашего кармана. Ведь при энергичном жевании нагрузка на зубы достигает сотен килограммов (!). Кроме того, врачи советуют не увлекаться резинкой на голодный желудок. Это то же самое, что дразнить голодную собаку: при жевании, как известно, вырабатывается желудочный сок, который, не найдя пищи, бросается на стенки вашего же желудка. Так можно и язву нажить, точнее нажевать.
А как же тогда быть с рекламой, которая утверждает, что резинку жевать — здоровье укреплять? В большинстве случаев это чистая правда. Резинка действительно очищает зубы от частичек пищи, оставшихся после еды. А та, что без сахара (так называемая sugar free) до известной степени защищает зубы от развития кариеса. Я уж не говорю о том, что жевательная резинка освежает рот, даже если перед этим вы выкурили самую едкую сигарету или крепко поели, да к тому же заметно освежает дыхание.
Итак, мораль этой резиножевательной басни очевидна: жевать, конечно, не грешно, но при здоровых зубах и только в нужное время.
Post Scriptum
— Одни учёные считают, что мода на жевательную резинку продиктована младенческим инстинктом. Другие, забираясь в древнейшую историю человечества, пытаются всё объяснить нашей генетической памятью. Дескать, древний человек жевал листья, траву, кору и смолу деревьев, чтобы утолить голод, а дурманящие вещества (например, коку) — чтобы снять стресс и нервную возбудимость. Третьи утверждают, что жевать резинку модно, ведь это так сексуально.