Сегодня Италия больше всех стран Евросоюза страдает от коронавируса. Что происходит в самом центре эпидемии — в Ломбардии? Наш автор Дина Каччиа, живущая в предместьях Милана, рассказывает…
Первые сообщения о начинающейся в Китае эпидемии донеслись до нас в январе. Это казалось таким же далёким, как и все подобные теленовости — о войнах и ураганах, нищете и беженцах. Ужасно, конечно, слышать и видеть такое на экране, но это не про нас, это где-то очень-очень далеко, на другой планете.
В том же январе мне довелось слетать на несколько дней в Японию. Когда в Токийском метрополисе я увидела, что все до единого — тысячи людей! — в масках, мне стало муторно. Нахлынуло нехорошее предчувствие. Я даже решила тоже купить маску, из каких-то необъяснимых интуитивных побуждений… Но тут же отмахнулась от этого чувства. Ну что, в самом деле, так нервничать, ведь ещё немного, и я улечу обратно, в нашу тихую, спокойную Италию!
А совсем скоро в спокойной Италии появился первый пациент, у которого был диагностирован коронавирус. Но это случилось в Кодоньо, городке на юге Ломбардии, довольно далеко от нашего маленького Каронно-Пертузелла, который находится рядом с Миланом.
Однако очень скоро заболевших стало больше, и с каждым днём число инфицированных угрожающе прибавлялось, причём не только в Кодоньо. И все вдруг заговорили о коронавирусе. Но в основном о том, что всё не так страшно — это же разновидность гриппа, а гриппом мы болеем постоянно, к тому же нынешний, как сообщают, страшен только для пожилых и людей с патологиями, а маска — маска не нужна, главное — чаще мыть руки…
Помню, было всё то же ощущение — это где-то далеко, ничего страшного. Как раз в те дни, по приглашению друга, я отправилась на показ новой коллекции одного модного бренда. Пришла, а друг, встретив меня, сразу с негодованием сообщает:
— Представляешь, Армани отменил сегодняшний показ из-за вируса! Как можно из-за такого останавливать работу?!
Тогда ещё все были без масок. На показах коллекций первые маски появились в Париже. Но сотрудников из заразной Италии туда уже не приглашали — две мои подруги по этой причине остались без работы. Тем не менее, Милан продолжал жить по-старому: мы не остановимся!
Но вскоре закрыли на карантин школы. Сначала на одну неделю. Моя дочка не забрала домой все учебники, никто не предвещал худшего. Потом появился первый заболевший в Милане (всего лишь один!), потом — первый в Каронно-Пертузелла. В городке, который в пяти минутах езды от нашего Каронно-Пертузелла, кашлял священник. Недели две кашлял. На службах, проповедях, крестинах… Пока вдруг в нашем официальном чате не появилось сообщение: наш священник инфицирован и уже заразил коронавирусом неизвестно сколько народу.
Так события международных, а затем уже и национальных новостей ворвались в нашу повседневную жизнь. Казалось, хуже уже некуда. Не тут-то было. С вечера прошлого воскресенья сообщили, что планируется ввести декрет о карантине в Ломбардии. Около 500 тысяч человек сразу покинули наш регион. Улицы враз опустели (хочется поставить смайлик, но рука не поднимается). Мой муж и все наши соседи водрузили итальянские флаги на балконы и террасы своих домов. Милан запел другую песню: сиди дома и спасай нацию!
На этой неделе, утром в среду, посадили на карантин всю Италию. Не знаю, осознали ли все мы эту новость, такую шокирующую, но всё ещё сюрреалистичную?
Тем временем друзья и знакомые из Израиля, Германии, Канады и, конечно, России интересуются: а это правда, что у вас в магазинах пусто?
— Нет, — отвечаю, — всё как всегда, и макароны есть, и мясо. Вот только в магазины эти пускают ограниченное число покупателей, порциями, поэтому зрелище получается странное и удручающее. Перед супермаркетами постоянно толпа. То же самое в аптеках и у врача, все ждут на улице. Остальные магазины и общественные места закрыты.
Сегодня встретились с другом моей дочери и его мамой, решили покататься на велосипедах по округе. К счастью, мы не столкнулись с полицией — разъезжать можно только по крайней необходимости и не покидая границы города.
Италия остановилась. В растерянности, но всё же преисполненная решимости остановить вирус. Армани пожертвовал 1 миллион 250 тысяч евро различным больницам. Его примеру последовали Булгари, группа Керинг и многие другие. Киара Ферраньи собрала в Сети 3 миллиона евро для больницы Сан Рафаэле в Милане. Пожертвования и сбор денег онлайн продолжаются…
А где же соседи по Европе? Они всё ещё за завтраком смотрят новости с полной уверенностью, что это не про них, что это где-то в другой реальности, в другом измерении. Немцы наблюдают за Италией, не зная, что делать. Французы её оскорбляют. Испанцы… а что испанцы? И что нас, по сути, всех объединяет? В лучшие времена — бизнес, отдых, поездки… А в сложные — страх. Вот и получается, что, увы, нет единого духа Европы, есть только евро и его курс. Наше новое божество. Или, лучше сказать, идол?
…Ах, вот и Европа, наконец, проснулась. Вот свежие новости. Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен обратилась к нам с посланием на итальянском языке — «Мы все — итальянцы». А сама Еврокомиссия планирует создать фонд для борьбы с коронавирусом в размере 25 миллиардов евро. Вся Италия уже несколько дней на карантине, а там ещё только планируют бороться и помогать…
«Ветер потопа свистит во все щели нашей европейской хижины… Что это, сон или явь? Может быть, то и другое вместе: сон действительней, чем явь; явь таинственней, чем сон». Дмитрий Мережковский написал это давным-давно, в 1929 году, и по другому поводу. А читается так, будто чернила ещё не высохли.
Каронно-Пертузелла, Италия