Какие тайны хранит ваш браслет?

Никто не задумывается, почему и женщин, и мужчин тянет надеть на руку браслет. Мы считаем, что это обычное украшение. А между тем всё куда сложнее. Браслет — это во многом наша генетическая память.

Древние русичи знали, что змея — символ плодородия, земли, мужской и женской производящей силы, воды, дождя, домашнего очага и небесного огня. Стараясь приблизить к себе все эти созидающие свойства, наши предки и придумали их воплощение — браслет, который можно было носить не снимая.

Однако браслеты носили задолго до появления славянских племён. Первые браслеты появились ещё во времена палеолита. Сделаны они были из мамонтовых бивней, и никак не были связаны с желанием добавить себе привлекательности. Это были скорее всего талисманы. Но потом мамонтов стало меньше и бивней на всех уже не хватало. Тогда-то, к концу неолита, какому-то умельцу и пришло в голову просверлить в камне отверстие, достаточно большое, чтобы в него можно было просунуть руку. Это был уже серьёзный шаг по дороге прогресса. До изготовления первого бронзового браслета оставался, по историческим меркам, всего один шаг. И он был сделан. Хотите верьте, хотите нет, но именно браслеты существенно продвинули цивилизацию вперёд.

Вот древние шумерские и ассирийские барельефы. Цари на них изображены босиком, но обязательно с надетыми на лодыжки узкими ободками. Почему? Историки утверждают, что эти браслеты служили символом сакральности власти. Правда, с веками, по мере того, как люди становились прагматичнее, браслеты стали носить и люди попроще. Так мистическая традиция стала бытовой модой. И что примечательно — независимо от своего социального статуса и места жительства, люди древнего мира предпочитали браслеты, декорированные изображениями пресмыкающихся.

Каждый народ привносил в оформление наручных браслетов свои детали. К примеру, украшения, найденные на территории Сербии и датированные VI веком до н.э., отличаются тщательной гравировкой глаз и рта ритуального образа. Фракийские мастера изготавливали спиральные браслеты со змеиными головками. А древние эллины придумали декорировать наручные украшения ободки мини-скульптурами…

Эпохи, сменявшие одна другую, привносили в быт человека множество нововведений. В начале новой эры воинственные германцы веровали в то, что передававшиеся от отца сыну наручные и ножные браслеты способны защитить их в бою. Византийцы вытягивали из горячей стеклянной массы широкие — диаметром до восьми сантиметров — синие обручи, считавшиеся символом благосостояния.

А древние славяне, называвшие браслет словом «обруч» (то есть «то, что охватывает руку»), носили драгоценности, что называется, «по чину». Знатные женщины могли себе позволить браслеты из золота или серебра, горожанкам полагались стеклянные, у крестьянок в обиходе были «наручи» из меди. Но и те, и другие, и третьи надевали браслеты вовсе не «для красоты», а из чувства самосохранения. Русичи считали их оберегами, появляться без которых на людях опасно.

Заложенные в наше подсознание древние верования бытуют до сих пор. Недаром сегодня мы стремимся превратить обычные браслеты в амулеты, привешивая к ним маленькие «счастливые» талисманчики.

Впрочем, старинные обычаи вообще живучи. Правда, современные дизайнеры, составляя браслеты из разных минералов, вряд знают, что это пришло к нам из Средневековья, когда всем было ясно — по первым буквам названия вставленных в украшение камней можно прочесть личный девиз хозяина украшения…

«Продвинутый» XIX век возродил былые традиции. Мужчины, долгие века считавшие браслеты сугубо женским аксессуаром, вновь их полюбили. В России одним из первых это сделал Пушкин. Правда, о том, что он носит золотой браслет, украшенный зелёной яшмой и надписью по-турецки, знали немногие. Свой браслет поэт надевал на предплечье левой руки, и оно было скрыто рукавом.

Почему Александр Сергеевич поступал именно так, неизвестно. Но в том, что он не носил супермодного в те годы стального браслета, получившего название эсклаваж («сердечная неволя»), можно не сомневаться. Изготовленные на Тульском оружейном заводе, эти соединенные цепочкой и запертые на замок-сердечко обручи всегда выставлялись напоказ. Так же поступали и с браслетами-медальонами, которые надевали на левую руку и называли «сантимент».

Однако мода, как известно, быстролётна, и переданные по наследству украшения нередко оставались невостребованными. Выбросить драгоценности ни у кого, естественно, не поднималась рука, и «иконы стиля» конца XIX столетия придумали, как с ними поступить. В вышедшем весной 1892 годе номере журнала «Модный свет» рекомендовалось использовать старинные браслеты для украшения причёски «греческий узел».

Эта «античная» причёска сохраняла свою актуальность на протяжении двух с половиной десятилетий. Возможно, она продержалась бы и дольше, если бы пришедший к власти гегемон не объявил браслеты «подлежащим искоренению пережитком прошлого»…

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

3 × 4 =