В минувшие выходные наша увлечённая фотографией компания путешествовала по набережным Невы — от Петропавловской крепости до тех мест, где швартуются морские суда. Смотрите, что мы увидели!..
Петропавловка — в самом центре вечно куда-то спешащего, шумного Петербурга. Но здесь, в крепости, тихо. Только время от времени кричат чайки, гудит ветер, и любопытные туристы со всех концов света спешат запечатлеть увиденное.
Когда стоишь на этих камнях, кажется, что ты оказался один на один с петербургской историей России. Отсюда начиналась Северная столица, и неудивительно, что именно тут сегодня находится Музей истории Санкт-Петербурга.
С этих камней, на которые накатывает невская вода, распахивается самая прекрасная петербургская панорама — рядом Нарышкин бастион, с которого каждый день стреляет полдневная пушка, напротив, через Неву Дворцовая набережная, Зимний дворец, золотой купол Исаакия, здание Адмиралтейства с корабликом на шпиле, Дворцовый мост, Стрелка Васильевского острова…
Не знаю, как у кого, а у меня при виде этой картины всегда на мгновенье замирает сердце.
Вот уже второй год по выходным дням петербургский фотожурналист, председатель Гильдии фотожурналистов Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Андрей Чепакин отправляется с коллегами и теми, кто хочет познать секреты профессии, в путь по родному городу. Эти «прогулки» проходят в рамках образовательного проекта «Петербургские фотопутешествия» #photowalksspb
Фотографы гуляют, думают, снимают… Перед следующим выходом встречаются и досконально обсуждают-разбирают сделанное. Готовят отчёт-публикацию для журнала и материалы для выставок.
Проект открыт для всех фотографов, независимо от стажа и опыта.
Вопросы по участию: a.chepakin@yandex.ru.
Если выйти из ворот крепости и повернуть в сторону Васильевского острова, снова попадаешь в старый Петербург. Причём настолько старый, что можно забраться даже в 1500 год, то есть во времена, отстоящие за 203 года от основания Северной столицы. Именно в том последнем году XV века в Переписной окладной книге Водской пятины Новгорода Великого впервые упоминается Васильевский остров, самый большой в дельте Невы. Именно Васильевский, потому что Василий Селезень, новгородской посадник, был того острова владельцем.
Казалось бы, вот он, неопровержимый факт, но есть немало легенд, которые утверждают, что остров назван так в честь совсем другого Василия. То ли ратника времён чуть ли не Ивана Грозного, то ли местного рыбака, то ли купца, который поселился здесь уже при Петре… А по одному из петербургских мифов, известна даже фамилия этого Василия — Корчмин. Дескать, якобы там, где ныне Стрелка Васильевского острова, этот Корчмин ещё летом 1703 года командовал батареей пушек, и будто бы царь Пётр I посылал ему приказы по адресу «Василию на остров»…
По этому, правому берегу Невы, можно гулять до бесконечности. Вот уж где воистину увлекательное путешествие! Что ни здание — то история, которая может потянуть на увесистый трактат, а то и на несколько десятков романов.
Вот Кунсткамера — первый российский музей, ряд экспонатов которого собрал сам Пётр I.
А вот Академия наук, где теперь располагается Санкт-Петербургский научный центр РАН.
Следом здание Двенадцати коллегий, повернутое к набережной боком. Тут с 1819 года находится Санкт-Петербургский госуниверситет (или по студенчески — «универ»).
Потом вытянутое вдоль набережной здание филологического факультета того же университета.
Ещё дальше — Дворец Александра Меншикова, первого губернатора юной столицы. Этот дворец когда-то был самым роскошным в новом городе. По сравнению с Меншиковским дворцом Домик Петра на Петровской набережной и Летний домик Петра в Летнем саду — и вправду всего лишь домики…
А ещё дальше огромное здание Академии художеств и перед ним спуск к Неве, который украшают (или стерегут?) два больших сфинкса, найденные при раскопках Фив и, по решению Николая I, купленные для Петербурга…
Ещё в начале ХХ века Нева по праву считалась главной магистралью Петербурга. Или, как ещё задолго до 1917 года говорили петербуржцы, — «главный проспект».
Когда ещё не было мостов, с одного берега на другой переправлялись летом на лодках, а зимой — пешком или на санях. В безветренную тёплую погоду многие любили покататься лодках по реке…
А, кроме того, по Неве с весны по осень ходил в изобилии грузовой речной транспорт. По воде доставляли в жилые дома и учреждения дрова, строительный материал, лёд для ледников, рыбу, в том числе знаменитую петербургскую корюшку, продовольственные товары в мешках и коробах…
В городской черте пристаней и причалов на Неве было немало. Заходили в Неву и крупные суда. Даже такие, из-за которых разводили невские мосты.
Крупные суда и сегодня можно увидеть на набережной у Васильевского острова. И парусники, и баржи, и атомный ледокол «Арктика» или его старший брат, легендарный «Красин», стоящий здесь на вечной стоянке.
Фото: Алла Гусакова, Тимофей Оганов, Игорь Шерман, Андрей Чепакин