Как изменится наша жизнь после covid-19?

Сергей Ачильдиев
Апрель01/ 2020

Нынешняя пандемия отступила пока только в Китае, в остальном мире она ещё разгорается. Но футурологи уже спешат рассказать, что будет после всего этого кошмара. Один из провидцев — Матиас Хоркс.

Хоркс родился в 1955 году в Дюссельдорфе (Германия), изучал социологию в Университете Гёте во Франкфурте-на-Майне, но не доучился и подался в журналистику. Работал в ряде изданий, пока не стал профессиональным футурологом. Сейчас живёт в Вене. Уже два десятка лет изучает новые процессы в современном обществе, читает лекции, консультирует бизнес, даёт интервью…

У Хоркса есть оппоненты, в том числе и такие, кто критикует его за ненаучность. Тем не менее, Матиаса Хоркса характеризуют как одного из наиболее влиятельных европейских футурологов.

Последнее статья Хоркса — о пандемии covid-19. Заголовок: «Это исторический момент». Подзаголовок: «Ничто не будет так, как раньше».

Вот девять основных тезисов этой статьи.

Первый. Теперь, благодаря появившемуся в условиях карантина свободному времени, старые друзья чаще связываются друг с другом. Это способствует укреплению связей между приятелями, соседями, семьями. И вообще, беда, опасность сближают. Так «возрастёт социальная вежливость».

Второй. Работа на удалёнке и дистанционное обучение многим позволят ощутить, как это практично и удобно, когда ты управляешь своим временем и сам себе хозяин.

Третий. Уже возникла новая — или правильнее сказать: вернулась старая — культура общения, когда люди разговаривают, а не сводят общение к сообщению.

Четвёртый. Многие узнали, что такое отдых — с долгими прогулками на открытом воздухе, в одиночестве или с кем-то из членов семьи, а также с чтением книг, которое нередко уже стало культом.

Пятый. Люди выживут благодаря не искусственному интеллекту, а своему собственному. Это поменяет отношения человеческой культуры и технологий. Вдруг выяснилось, что новые технологии подчистую проигрывают старому испытанному гуманизму. Кто он, человек? кто мы друг для друга? — вот что самое важное. Сколько юмора и обоюдной поддержки проявили мы в дни пандемии!

Шестой. Уже осенью вновь появится глобальная экономика. Но при этом местные производства будут процветать, сети локализуются, а ремёсла будут переживать ренессанс.

Седьмой. Как это ни удивительно, но нынешний обвал фондовых рынков и потеря многими активов не скажется на людях негативно, потому что богатство перестанет играть главенствующую роль. Важнее будут соседи и цветущий сад.

Восьмой. Рейтинги власти возрастут. Да, она в условиях пандемии действует авторитарно, но именно это придаст ей авторитета. Одновременно утеряют свою привлекательность фейковые новости, теории заговора и, наоборот, обретут большее влияние наука, учёные, врачи, которые проявили себя в дни пандемии с наилучшей стороны.

Девятый. Вирус окажется ускорителем прогресса. Нынешний кризис отбросит в прошлое старые явления, сделав их ненужными для будущей жизни.

…Ну, в общем, всё, ребята, будет хорошо. Даже лучше, чем было. Причём уже осенью этого года.

С точки зрения психологии, это, конечно, правильно. Когда у всех тяжёлое время, очень важно сказать, что впереди ждёт просвет, и совсем скоро. Так что не падайте духом, и с надеждой смотрите в будущее.

Однако с точки зрения здравого смысла, всё, увы, не так оптимистично. Нынешний пандемический момент, конечно, «исторический», но, если что-то и «не будет так, как раньше», так это прежде всего финансы и экономика.

Даже если кризис и вправду продлится не дольше середины лета, — ведущие экономики не смогут восстановиться в два-три месяца. Не говоря уже о развивающихся. Экономика подобна велосипедисту: она может только ехать вперёд (медленно или быстро), а любая остановка для неё — падение. Падение производств, компаний, показателей. Даже топтание на месте — рецессия — для неё губительно. Тем более кризис обошёлся очень дорого (для иных непомерно дорого) не только частным фирмам, но и банкам, в том числе национальным (центральным) банкам. В лучшем случае экономики будут выходить из кризиса года два.

Но вот чувства людей, их культура, стиль взаимоотношений, манера поведения, отношение к власти, боюсь, вернутся к докризисным «стандартам» гораздо быстрее. Так уж устроен человек — и плохое, и хорошее он забывает поистине с космической скоростью. И как только появится возможность вернуться к прежней жизни, мы быстро к ней вернёмся.

Да, наверное, вернёмся не во всём. Карантин и ежесуточные сводки о том, сколько человек инфицированы и сколько умерли, — это сильнейший стресс, встряска планетарного масштаба. Но во многом вернёмся. Ведь после того, что случилось, мы будем мечтать о том, как было у нас до этого.

А коронавирусное прошлое… Что ж, мы будем о нём вспоминать, но всё реже и вряд ли с повторением того опыта, хорошего или плохого.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

4 × 1 =