Зачем человеку очки?

Сергей Ачильдиев
Апрель03/ 2020

Для кого-то очки — прежде всего признак солидности (вспомните Клима Самгина), для кого-то — элемент моды или даже личный брэнд (вспомните Джона Леннона). А иные вообще предпочитают линзы…

Говорят, великий Гёте не носил очков из философских соображений. Поэт считал, что они служат преградой между человеком и реальностью. Но мы, смертные, не мучаем себя такими вопросами и смотрим на мир проще — через очки или линзы.

Между тем ещё сравнительно недавно, а уж тем более в стародавние времена очки были доступны далеко не всем. И это несмотря на то, что окуляры — древнейшее открытие человечества.

Жители Пизы и Флоренции до сих пор спорят, чей город является родиной очков. Первые предъявляют документ, подтверждающий, что в 1312 году умер пизанец Алессандро Спина, который «умел изготавливать очки». Вторые демонстрируют старинный исторический трактат со ссылкой на памятник во дворце Святой Марии, и на этом памятнике будто бы было начертано: «Здесь покоится прах Сальвино д`Армато, изобретателя очков».

На самом деле спорить бессмысленно. Это как раз тот случай, когда новое — всего лишь хорошо забытое старое. Увеличительные стёкла были известны древним римлянам и ещё более древним грекам. Но не только им. Два стёклышка с вплавленной в них проволочкой, которая явно выполняла роль дужек, были найдены в гробнице фараона Тутанхамона, умершего в XIV веке до нашей эры. Это самые древние очки на земле.

Как часто бывало в истории, иные мракобесы пытались бороться с окулярами. Несмотря на то, что папа римский Лев Х даже читал проповеди, водрузив на нос тяжёлую золотую оправу с волшебными венецианскими стёклами, в ряде европейских стран духовенство называло очки «проклятым инструментом дьявола». В XVI–XVII веках во французском высшем свете считалось, что очки — признак дурного тона.

В России уже в начале ХХ века монах Илиодор — тот самый, через которого Григорий Распутин попал в царский дворец, — срывал со столичных граждан очки и кричал при этом: «У-у, поганый!». Впрочем, скорее всего монаху не нравились сами обладатели окуляров — интеллигенты.

Однако большинству европейцев очки с самого начала полюбились настолько, что некоторые стали обзаводиться ими исключительно для престижа. Например, в Испании, чем выше на ступенях социальной лестницы стоял человек и чем был богаче, тем более массивную требовал он себе оправу. Рассказывают, некоторые испанские гранды гордились линзами величиной с ладонь. В общем, точь-в-точь как иные наши современники — супернавороченным автомобилем, на котором, в общем-то, и ездить некуда, только на работу и домой, прорываясь через страшные пробки.

При матушке Екатерине II очки стали обязательной модой и среди состоятельных россиян. Юноши щеголяли в них повсюду. Большой богач и проказник Павел Демидов желая посмеяться над модниками, одел в очки всю дворню, личного кучера и даже лошадей с собаками. Москва хохотала до упаду, и очень скоро уродливая мода исчезла.

Впрочем, очки не всегда были очками в современном их понимании. Существовали такие, которые крепились на головном уборе или на специальной палочке (лорнет). Кое-кто из людей серьезных предпочитал монокль. Интеллектуалы отдавали предпочтение пенсне (от французского pince nez — «сожми нос»).

Да и с подбором очков долгое время все было не так просто. Каждый выбирал себе окуляры «на глазок» или полагался на советы продавца. Ведь диоптрическую нумерацию стекол ввели только в 1875 году.

До начала массового использования мягких контактных линз оставалось всего три четверти века.

Post Scriptum

— Считается, что в обыденной жизни зрение и анализ увиденного — отнимает у человека половину его энергетических затрат. Однако те, кто любит есть глазами начальство, почему-то не всегда худы.

— До середины прошлого века женщины зачастую избегали пользоваться очками на людях. Уж слишком тяжелыми и уродливыми были оправы. Все изменилось, когда за дело взялись дизайнеры, а затем и звезды Голливуда, выступившие в роли рекламных моделей.

— Выражение «втереть очки» не имеет к очкам никакого отношения. Оно пришло к нам из жаргона карточных шулеров начала XIX века. Они с помощью специального клея наносили на карты дополнительные очки чёрного или красного цвета, а когда надо — стирали.

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

4 × 4 =