Сегодня частенько критикуют преподавание гуманитарных наук в школах и вузах. Но не припомню упоминания о пяти важнейших вопросах, которые очень часто напрочь выпадают из учебного процесса…
1. Как ещё в отрочестве и ранней юности найти своё призвание?
Нет таких девчонок и мальчишек, в которых не таился бы какой-то талант. Будь то конструирование роботов, рисование карикатур, виртуозная вышивка, карточные фокусы, страсть к фантазированию или желание подраться. Вот только как все эти и многие другие дарования направить в дело, чтобы оно вывело юного человека во взрослую успешную жизнь?
Для ребят по мере взросления от детства к юности это самая трудная задача. Многие, если не большинство, находят себя только после того, как поступили не в тот техникум или вуз, а то и сменили одну-две профессии. А иные — и таких тоже хватает — так и не находят…
Взрослые — прежде всего родные, учителя, преподаватели в кружке или секции — могли бы помочь своим воспитанников. Но и они далеко не всегда умеют справиться с этой трудной задачей. Их ведь такой премудрости тоже никто не учил.
2. Как воспитывать детей?
Поговорите с мамами и папами, у которых двое ребятишек. Многие признаются, что старшего ребёнка растили наобум, вспоминая своё детство и своих родителей, которые тоже были далеко не макаренками, а вот с младшим было уже «исправление ошибок».
Причина в том, что в старших классах девочек и мальчиков не учат азам педагогики. Эту науку преподают только в педагогических лицеях, техникумах и вузах, да и то не всегда лучшим образом.
В результате даже в теперь, в XXI веке, почти все мамаши и папаши уверены, что бить ребёнка можно и даже полезно, без крика и строгих наказаний не обойтись и, вообще, «родители лучше знают», всегда и во всём правы, а ребёнок им «по гроб жизни должен».
3. Что такое свобода и социальная ответственность?
Почему ваш сосед заводит музыку на полную катушку? Почему парень лезет в автобус, не снимая рюкзак? Почему женщина, стоящая в магазине в очереди в кассу, так громко разговаривает по телефону?..
Все мы с подобными «почему» сталкиваемся по сто раз на дню. Так почему же все эти люди ведут себя так, будто они одни на свете? Ответ чаще всего один: они считают себя свободными, а, значит, вольными делать, что считают нужным.
Попробуйте объяснить им, что свобода — это, прежде всего, ответственность и что личная свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Они вас, скорее всего, не поймут. А уж такое понятие, как «социальная ответственность», для них и вовсе дикая заумь. Что, «общественный долг», «чужие интересы», этические принципы»? — да вы с ума сошли!
Эти дикари не виноваты в том, что они и дикари. Просто в детстве им никто не объяснил, что свобода — это культура и воспитанность, а воля — пугачёвщина.
4. Почему одни страны живут богато, а другие бедно?
Многие, даже интеллектуалы, удивляются: у России всё есть, чтобы жить богато, — моря и реки, нефть и газ, леса и просторы, многонациональный талантливый народ, —тогда в чём же дело? А дело в том, что всё это вовсе не главное условие для процветания страны и народа.
Вот пример. В XVI веке в Европе располагалось около 1000 государств. Это было лоскутное одеяло, где в каждом лоскутке жили в большой нужде, а короли развлекались войнами. Но уже лет через 200 всё переменилось — Европа стала неуклонно богатеть.
Что произошло? Появились новые институты — верховенство права, незыблемость собственности, ограничения вмешательства государства в экономику и жизнь людей, конкуренция…
История доказала: главные факторы богатства — не природные ископаемые и выход к морю, а именно институты. Институты свободы, ограниченной законами.
5. Для чего существует наука История?
Российские школьники изучают историю семь лет, с пятого класса по одиннадцатый. Мировую и отечественную. С древнейших, ещё доисторических, времён и до наших дней.
Конечно же, и на уроках и в учебнике смыслы исторических явлений и событий не лишены идеологического красок. Россия предстаёт государством мирным, справедливым, из века в век защищавшимся от своих врагов. А цель учебного процесса — в том, чтобы воспитать патриота, гордящегося своей Родиной. И кто бы как всё это ни критиковал, такие подходы правильны. Так же преподают историю в школах всех стран.
Неправильно, когда уже взрослые люди относятся к Истории, как дети, и цепляются за неизвестно кем выдуманный афоризм «История учит лишь тому, что она ничему не учит».
На самом деле История не учит только тех, кто не хочет учиться. Смысл постижения прошлого в том, чтобы понять, во-первых, закономерности развития человечества и отдельных стран, а, во-вторых, чтó надо брать с собой в будущее и от чего лучше навсегда отказаться.