Я специально пишу эти строки в день, когда ещё неизвестны итоги очередных президентских выборов в Белоруссии. Я хочу объективно и беспристрастно задать вопросы об этих странных выборах.
Скорее всего, мои вопросы останутся без ответа. Но как давно было подмечено в истории про Зазеркалье: «Раз некому ответить, то не всё ли равно, о чём спрашивать?»
Я, как и все прочие, точно знаю, кто будет объявлен победителем по итогам голосования 9 августа 2020 года. Я, как и все прочие, знаю, что белорусские оппозиционеры «выйдут на площадь», но не знаю, как много их будет. Я, как и все прочие, знаю, что действующий президент — последний диктатор Европы — сделает всё, чтобы эти протесты нейтрализовать, правда не знаю, как далеко он захочет и сможет зайти.
Но вопросы мои не об этом. С Батькой всё ясно и понятно, ему 65 лет, из них 26 он жёсткой рукой правит этой маленькой республикой. Он деспот и автократ, интриган и хитрован. Он с помощью репрессий расправляется с политическими конкурентами. Посредством лживых посулов, хитроумных внешнеполитических манёвров и масштабного внутриполитического популизма удерживает власть и собирается править единолично, пока смерть не разлучит его с Белоруссией. С ним всё понятно. К нему вопросов нет.
Но вот его конкуренты, якобы представляющие силы добра и света. К ним вопросы есть. И я сознательно спрашиваю по окончании выборов, чтобы мои вопросы не считали агитацией «за» или «против».
Вот очаровательная домохозяйка Светлана Тихановская, подхватившая кандидатское знамя, выпавшее из рук её арестованного супруга, и примкнувшие к ней дамы — супруги и соратницы других превентивно нейтрализованных авторитарным режимом кандидатов в президенты. Тихановская вроде бы и на власть не претендует, позиционирует себя как переходного технического правителя, который немедленно выпустит всех политических заключённых и через полгода проведёт честные и прозрачные президентские выборы. Этически безупречная позиция домохозяйки и матери.
И вот я слушаю речь Светланы Тихановской, в которой она сулит соотечественникам кары небесные и масштабные санкции ЕС в случае победы ненавистного автократа. А потом я читаю интервью Тихановской немецкой Bild. В этом интервью Тихановская, в частности, просит Ангелу Меркель воздействовать на ненавистного диктатора и принудить его провести честные выборы.
Вот я читаю про письмо другого несостоявшегося кандидата в президенты, экс-посла Белоруссии в США, где он, кстати, представлял именно автократа, а потом развивал для него же цифровые технологии. В письме несостоявшийся кандидат просит президента Дональда Трампа и 30 других мировых лидеров «оказать содействие в организации международного наблюдения за выборами и подсчётом голосов, а также в обеспечении прозрачности этого процесса для граждан Беларуси, находящихся за рубежом».
Слушаю, читаю, и терзают меня сомнения насчёт «сил света и добра».
Давайте перенесём эти странные факты в Зазеркалье. Предположим, президента выбирают не в Белоруссии, а скажем в Польше или в Австрии, тогда уже не президента, а будущего канцлера. Один из претендентов, скажем, Станислав Красовский или Курт Курцман фанатеет от российских порядков — насмотрелся RT, к примеру, или тащится от китайских экономических успехов. И вот он толкает соотечественникам речь про то, что Москва отключит газ, если они проголосуют неправильно, или Пекин прекратит экспорт в Европу своих компьютеров, телекамер, телефонов и прочей важной электроники и всяких чипов, если страна его не поддержит. А потом эти условные Красовский или Курцман строчат письма товарищу Си Цзиньпиню и Владимиру Путину с призывом воздействовать на действующие власти их стран, чтобы там не зажимали рот пророссийски и прокитайски настроенным кандидатам. Заодно раструбит об этом призыве через газету «Известия» или «Жэньминь жибао»? А ЦК КПК и Старая площадь ответят, что их призыв услышан и чем могут — помогут.
Как отреагирует на действия таких претендентов политическая элита и широкие массы избирателей в той же Польше или Австрии? Или в любой другой стране Европы и в США?
Там президента Трампа уже не один год травят за связи с Россией на основании смутного досье, составленного шпионом-фанфароном, который пересказал байки весьма пьющего российского диссидента. А Россию теперь всерьёз обвиняют в разрушении американской демократии посредством десятка аккаунтов в соцсетях и хакерского взлома компьютеров Демократической партии. Серьёзные люди расследуют подвиги 12 якобы агентов якобы ГРУ, которые прикинувшись румынским хакером под ником GUCCIFER 2.0, не только слили в Сеть переписку Хиллари Клинтон, чем погубили её шансы на президентство, но заодно соблазнили и девушку Бонда.
Следствие о вмешательстве, между прочим, продолжается. И вообще, теперь в любой приличной стране считается хорошим тоном обвинять во вмешательстве в выборы — русских, китайских, иранских (нужное подчеркнуть) хакеров. В ноябре 2020 года ждите продолжения сериала.
А тут в Белоруссии не какие-то невнятные слабо идентифицируемые хакеры — открытые письма кандидатов во власть, письма с призывами к зарубежным лидерам надавить на суверенную Белоруссию накануне очередных выборов. А если она не послушается — ввести санкции. И никакого смущения, никаких возмущенных возгласов о недопустимости вмешательства в электоральный процесс, словно так и принято в лучших домах Филадельфии, Лондона и Берлина. Настоящее политическое расщепление одних и тех же личностей, подлинное Зазеркалье.
Ну как тут опять не вспомнить бессмертного Льюса Кэролла: «Алиса очень любила воображать, что в ней одновременно живут два разных человека»