Под стук вагонных колёс

Первая железная дорога — длиной 27 км — появилась в России около двух веков назад. Сегодня РЖД — это 85,5 тысячи км путей. А ещё — это огромное, сложное хозяйство и свыше 700 тысяч работников. 

 

В минувшее воскресенье российские железнодорожники отметили свой профессиональный праздник. Но, боюсь, далеко не все они знают, что история возникновения этого праздника связана с именем императора Николая I, получившего инженерное образование. Именно в период его правления началось строительство железных дорог в РоссииИ большой вклад императора в это начинание особо отмечается в таких раритетных изданиях на портале Президентской библиотеки, как «Император Николай I и его царствование» (1859), «Император Николай» (1894), картографический атлас «Железные дороги России» (1918) и другие. 

Ещё в начале царствования Николая I весной и осенью на грунтовых дорогах России начиналась распутицаи всякое движение почти прекращалось. И тогда встал вопрос: как  развивать сообщение между городами? В технической литературе и публицистике тех времён развернулась нешуточная дискуссия по этому поводу. 

В работе «Первая железная дорога в России» (1925) из фонда Президентской библиотеки И. Розенфельд задаётся вопросом: «Почему отсталая Россия заимствовала у передовой Англии её новейшее изобретение  железные дороги?». Книга «Несколько слов о железных дорогах в России» (1836) и вовсе ставит под сомнение экономическую целесообразность строительства железных дорог в пользу «шоссе и каналов». Автор ссылается на мнение авторитетных инженеров, ратовавших за «пользу, какую извлечь можно для Отечества нашего из тех огромных естественных путей, которыми природа исчертила нашу страну». Они требовали не железные дороги строить, а «исправить течение рек, неблагоприятных для судоходства». 

Были и те, кто считал, что всю железнодорожную отрасль надо отдать на откуп концессионерам. Однако издание «Несколько слов о железных дорогах в России» возражает против безоговорочной передачи столь важного государственного проекта в руки созданных на паях компаний: «Многие заключили, что подобные предприятия в руках частных людей могут быть произведены гораздо выгоднее, нежели под непосредственным влиянием Правительства. Это просто софизм! …Все работы под блюстительным оком и деятельною рукою Правительства производятся чрезвычайно дёшево». 

В видеолекции«Поезд мчится в чистом поле: начало железнодорожного строительства в России»немало рассказывается о сопротивлении, которое встретила идея развития нового вида транспорта. И дело было не только в дороговизне паровозов и рельсовых путей. 

«Большинство государственных деятелей того времени, — говорится в раритетном издании «Исторический очерк развития железных дорог в России с их основания по 1897 г. включительно. Вып. 1» (1898), — усмотрели в железных дорогах нечто революционное, могущее не только подорвать народное благосостояние нарушением существующего порядка распределения труда и упразднением некоторых отраслей заработка, но и поколебать основы государственной независимости». 

Спорам положил конец Указ императора Николая I от 21 марта 1836 года о сооружении Царскосельской железной дороги. Первая общественная железная дорога, соединившая Санкт-Петербург и Царское Село, которую поначалу считали не более чем развлечением, стала началом масштабного железнодорожного строительства. 

Издание «Исторический очерк развития железных дорог в России» сообщает: 

«Открытие дороги состоялось… 30 октября 1837 года и весьма торжественно, в присутствии высших чинов и массы народа, причём после молебствия был отправлен первый поезд в составе восьми вагонов… С 30 января 1838 года началось ежедневное отправление поездов до Царского Села на лошадях, а с 4 апреля 1838 года исключительно паровозною тягою». 

Позднее была построена Николаевская железная дорога, связавшая Петербург и Москву. Официальное открытие магистрали между двумя крупнейшими городами Российской империи состоялось 1 ноября 1851 года. 

С 1865-го по 1875 год средний годовой прирост железных дорог России составил полторы тысячи километров. В «Указатель русских железных дорог», выпущенный в 1887 году, вошло уже 61 железнодорожное направление, связавшее Москву и Петербург не только с российскими, но и с зарубежными городами. 

Строительство Транссибирской магистрали, Великого Сибирского Пути, от Урала до Тихого океана, началось при Александре III в 1891 году. В электронной копии раритетного издания «Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге» (1900) приводится текст послания императора цесаревичу Николаю Александровичу во время пребывания наследника на востоке Российской империи: 

«Повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю Вам объявить таковую волю Мою, по вступлении вновь на Русскую землю, после обозрения иноземных стран востока. Вместе с этим возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешённого к сооружению… Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути». 

После Николая I все последующие государи, а также многие представители императорской фамилии активно поддерживали строительство железнодорожной сети России. Так, будучи ещё наследником престола, будущий император Александр II возглавлял железнодорожный комитет для устройства Николаевской железной дороги, а Николай II, в то время тоже ещё наследник престолабыл назначен председателем Комитета Сибирской железной дороги. По роковому совпадению путь семьи последнего императора России в ссылку и заточение, навстречу гибели, проходил через места, знакомые Николаю II не понаслышке… 

В фонде Президентской библиотеки, кроме того, доступны оцифрованные копии книг о работе железных дорог в военное время: С. Бутурлин«О военном значении железных дорог и особенной их важности для России» (1865), П. Дмитренко и В. Цыгульский«Краткий очерк деятельности русских железных дорог во вторую отечественную войну» вдвух частях (1916), Л. Пунин «Работа железных дорог в военное время» (1931). 

«Железные дороги лучше защищают страну, чем крепости»,  сказано в книге Льва Пунина, в которой проводится исследование железных дорог как стратегического объекта в военное время.  

Познакомиться с историей развития железных дорог в России можно благодаря и таким оцифрованным раритетным изданиям, как «Сибирь и Великая Сибирская железная дорога: с прил. карты Сибири» (1893), «Первая русская железная дорога в Средней Азии и её значение для русско-среднеазиатской промышленности и торговли» (1891), «Английская железная дорога в Балаклаве в эпоху Крымской войны» (1931), «Северная Маньчжурия и Китайская Восточная железная дорога» (1922), видеолекции«Становой хребет России (Транссибирский проект и освоение Сибири)», а также другим материалам. 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

шестнадцать − 4 =