Владимир Уйба: «Главное — идти в работе от потребностей людей»

Игорь Алексеев
Август17/ 2020

Глава Федерального медико-биологического агентства РФ, потом  замминистра здравоохранения, сейчас — врио главы Республики Коми. Он один из тех, кто реально  управляет страной и меняет жизнь людей.   

 

— Владимир Викторович, признайтесь — в апреле этого года, соглашаясь на предложение Президента стать врио главы Республики Коми, вы представляли себе количество и масштаб проблем, которые ждут вас тут? 

— Позвольте уточнить: я не согласился на предложение Президента, а принял его, причём с благодарностью. Я долго работал на федеральном уровне и знаю — если глава государства предлагает, то он видит дальше, чем ты, к тому же такое предложение очень перспективно. А главное — значит, Президент тебе доверяет, считает, что ты справишься. 

Но в первый момент, если честно, я немного растерялся. Сижу в своём кабинете заместителя министра, работаю, и вдруг звонок президента. «Владимир Викторович, поедешь в Коми исполняющим обязанности главы?» Я говорю: «Владимир Владимирович, если надо — конечно, поеду» — «Нет, — он говорит, — дело не в “надо”, а в твоём согласии» Я говорю: «Раз есть от вас предложение, поеду точно» 

А когда пришло понимание, что такое республика?.. Знаете, после того звонка президента я пошёл к министру Михаилу Альбертовичу Мурашко. Он проработал в Республике Коми свыше десяти лет, начинал рядовым врачом, а потом стал министром здравоохранения республики. Рассказал ему о президентском поручении. Он меня поздравляет, а я ему: «Скажите хоть, что она из себя представляет, Республика Коми?» Он говорит: «Это классная республика! Даже не думай, поезжай!» 

— Выходит, вы узнавали республику с чистого листа? 

— Да, с чистого листа! Но с каждым днём разгорался аппетит на работу, потому что проблем здесь хоть отбавляй. 

Я вообще терпеть не могу, когда всё сделано, когда говорят: делать ничего не надо, просто посиди у руля, подержи. Мне это неинтересно. В анкетах пишут: в такие-то годы работал там-то. А жизнь — это совсем другое. Хочу, чтобы я мог сказать: в такие-то годы там-то мы с коллегами сделали это, это и ещё вот это! 

Так что Республика Коми — это по мне, подходяще. Хочу, чтобы и я ей подошёл. 

— Легко сказать, да как сделать?.. Дороги — минус, здравоохранение, после пресловутой оптимизации, — минус, образование — минус… Даже трудно сказать, что в плюсе. 

— Как это трудно сказать? А люди? Люди — плюс! Да, в республике всюду слоёный пирог проблем. Но у людей есть желание здесь жить. Мне не жалуются, как это бывает во многих регионах: мечтаем отсюда уехать в столицы. Мне говорят: наши сыновья вернулись бы сюда, на родину, будь для них тут жильё и работа. И говорят это искренне, с чувством. Понимаете — не только сами хотят здесь жить, но и детей готовы сюда вернуть! Это огромный плюс. 

— Но есть и совсем другие минусы. Решая проблемы республики, вы неминуемо наступите кому-то на мозоли и здесь и в Москве. Да и крупные компании, работающие у вас в республике, тоже, главным образом, заинтересованы в том, чтобы выкачать отсюда побольше прибыли, а вот оставить поменьше. 

— Я готов к этому.  Стараюсь использовать в работе понимание того, что такое политика, дипломатия, бизнес. Лично мне ничего не надо. Я уже состоялся, меня знают тысячи людей не только здесь, в Коми, но и по всей России. Говорю так, потому что всегда старался строить не карьеру, а свою репутацию. И, простите за громкие слова, но завтрашний день республики — это тоже моя репутация. 

Да, задача республиканского министерства финансов — накапливать деньги, а не раздавать их направо-налево. Задача Федеральной службы по налогам и сборам — собрать как можно больше налогов. Но там ведь тоже сидят не кощеи, которые над златом чахнут, а государственные люди. Понимают, что, если мы сегодня потратим средства на социальную инфраструктуру, вложим их в человеческий капитал — образование, здравоохранение дороги, дома, — завтра деньги вернутся сторицей. Надеюсь и на поддержку Президента. Если Президенту всё правильно расскажешь, он будет на твоей стороне. Спросит: «Есть конкретные предложения?» — «Есть» — «Тогда вперёд!» 

А по поводу работающих в республике компаний… Что ж, они заинтересованы в том, чтобы работать здесь долго. Но если так, надо вести себя не как завоеватель, а как добрый партнёр  в долгую. 

— В республике очень важен национальный вопрос. Здесь, насколько я знаю, сильное национальное движение… 

— Если народ сознаёт и развивает свои национальные традиции, это замечательно. Значит, он сам развивается. Не скрою, я прикладываю немало усилий, чтобы установить взаимопонимание с общественным движением «Коми войтыр». У нас хорошие отношения. Я во многом их поддерживаю, и мне кажется, они меня тоже понимают. 

Народ коми очень трудолюбивый, любящий свою землю, приветливый  и готовый с тобой сотрудничать, если ты работаешь на пользу республике.  

— Как правило, новый руководитель привозит с собой свою команду, от первого зама до последнего… 

— У меня другое правило. Но мне пришлось заменять тех, кто из прежней команды просто ушёл. 

Я приехал сюда в начале апреля. Через три дня министр здравоохранения кладёт мне на стол заявление и говорит, что хочет уйти. Я ему: «А ничего, что сейчас пандемия, такое ответственное время?» — «Ну и что, — отвечает, — а я всё равно ухожу» Из местных я никого ещё не знал, замена была нужна срочно, и я пригласил одного из своих бывших, проверенных сотрудников. Все остальные — люди, которые и до меня здесь работали. 

Был ещё случай — решил уволиться министр строительства. Строительство — не здравоохранение, у меня было время осмотреться. И я предложил вакантную должность одному из здешних специалистов. Для меня главное — не то, откуда ты, а чтобы ты знал своё дело и был готов работать эффективно, без оглядки на то, сколько сейчас времени. 

— Что скрывать, многие главы регионов знают, что пришли на один срок и чувствуют себя временщиками. У вас, как я понимаю, нет такого чувства. А ощущение того, что удастся успеть выполнить задуманное, — есть? 

— На первой же пресс-конференции по приезде в Сыктывкар я сказал, что буду здесь работать два срока. На меня тут же накинулись: сначала мы должны тебя избрать, а потом будешь думать, на сколько ты приехал. Я знал, что подставляюсь, но хотел  сразу дать всем понять — буду здесь работать всерьёз и долго. 

— Так, значит, вы сюда, в республику, приехали на два срока, то есть на десять лет? 

— Надеюсь, люди узнают меня и мне поверят. 

— Вы человек взрослого поколения и, я слышал, подчёркиваете это в своих выступлениях. А в работе, вижу, всё-таки стараетесь опираться на молодёжь.  

— Для меня молодёжь — это 30–40 лет. Если 30, то человек всё-таки должен быть на подходе к первому уровню — заместитель, директор департамента. А потом, при успешной работе, — дальнейший рост. 

Уверен, в позднее советское время правильно делали: человек проходил все ступеньки, от рядового сотрудника до крупного руководителя. Эти прыжки с низового уровня сразу в верхний эшелон чаще всего пагубно сказываются и на деле, и на самом человеке. По-моему, все уже убедились, чтó такое юные менеджеры, готовые рулить чем угодно. 

— Какая основная идея Владимира Уйбы как главы Республики Коми? 

— Главное — слушать и слышать людей, вести с ними диалог. Идти в работе от потребностей людей, потому что в этом корень. Люди, а не ты, лучше знают, что им нужно. 

Поделиться ссылкой:

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Вы можете использовать следующие HTML тэги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

шестнадцать − 15 =